Третий тип не пребывающая Нирвана.(санскрит apratisthitanirvana)Он намного проще для обычного понимания.
В традиции Тхеравада обычно не признается (В Тхераваде не признается), хотя и не всегда.
Но в большей части буддизма именно к ней и стремятся, чтобы после помогать всем живым существам, а потом достичь уровня Будды и продолжать помогать.
Не пребывающей она называется, так как это не пребывание в крайностях страдательного состояния Сансары и пассивной пребывающей Нирваны без остатка.
Все идущие по пути всеобщего освобождения, пути бодхисаттвы, стремятся к ней.
Бодхисаттва (санскрит bodhisattva) переводится как пробужденное живое существо или пробуждающееся живое существо.
Будда Гаутама в Палийском каноне говорит сам о себе
…пока я все еще был не просветленным бодхисаттвой….
(Pali canon / SN 51.11 / Pubba Sutta)
И в этом случае достаточно легко ответить на вопрос, если принимать гипотезу посмертия, что происходит с достигшим Освобождения бодхисаттвой:
Так как он достиг не пребывающей Нирваны, он уже не подвержен ввергающей Карме, ничто не тащит его насильно к следующему рождению.
И он сам выбирает, в каком мире, в каком теле ему быть или не быть.
Это абсолютная свобода.
Таких достигших Освобождения не пребывающей Нирваны, арья бодхисаттв высокого уровня, иногда называют Махасаттвы. (санскрит mahāsattva)
Что переводится как великие живые существа.
В том числе поэтому вопрос “что такое пребывающая нирвана запредельного” есть только в Тхераваде, так как в Махаяне этот вопрос можно запросто отложить на несколько циклов Вселенной. И потом лично спросить у Будд и решить, нравится вам ответ или нет.
И вот второй миф, который необходимо развеять.
Махасаттва не отказывается от Нирваны.
Он отказывается уходить в запредельное, в пребывающую Нирвану без остатка, но само Освобождение, сама Нирвана в наличии. Так же как была она у Будды Гаутамы.
Иногда думают, но этот не уход в пребывающую Нирвану означает вечное страдание?
Это неверно, чтобы это понять, важно вспомнить, махасаттва свободен от психического страдания, от несчастья.
А физическое страдание, голод, боль, дискомфорт тела, есть только в мирах сферы желаний (санскрит kāma dhātu) в мирах выше его нет.
В связи с чем понятно, почему большинство махасаттв предпочитают пребывание в верхних мирах сферы форм (санскрит Rūpa dhātu) или в Чистых землях.
А в миры ниже проявляются лишь по необходимости.
Таким образом, у них нет никакого страдания вообще.
И по мере дальнейшего продвижения способности лишь возрастают.
Например, возможность пребывания в нескольких местах одновременно, так как мы управляем правой и левой рукой.
А также ввиду разницы во времени, которое идет неравномерно даже в нашей физической Вселенной уровня людей, часто встречается относительность времени.
И появляется возможность проявлений, то есть появления не через рождение, а по необходимости.
Далее развитие продолжается, чтобы достичь уровня Будды (санскрит) то есть совершенного полного пробуждения.
Это уровень еще выше. Его синоним Бесконечное счастье.
Таким образом, можно сказать, что Нирвана всех видов это Освобождение, а достижение Буддовости это полное совершенное Пробуждение.
Предел способностей на этом уровне является невообразимостью.
= = = =
Далее часто возникают еще вопросы.
А может ли идущий по пути личного освобождения шравака перейти на путь бодхисаттвы?Здесь ответ будет отличаться в зависимости от школы.
Согласно Читтаматре, следующей писания, может, но только в Нирване с остатком, после ухода в пребывающую Нирвану без остатка уже не может.
А согласно Мадхьямаке и читтаматре, следующей рассуждению, может, а даже что даже обязательно присоединится. Потом когда нибудь. Время тут не имеет большого значения, к тому же оно относительно.
А почему тогда согласно Палийскому канону Будда Гаутама не остался в пребывающей Нирване, а ушел в пребывающую?Если мы откроем Палийский канон в оригинале, убедившись, что ничто не укрыто комментарием, то в Махапариниббана сутта, раздел Очевидный намек, мы увидим, что Будда Гаутама говорит своему другу Ананде, что если бы его кто то попросил, то он мог бы оставаться здесь в течение кальпы или до конца её. Кальпа это примерно несколько миллиардов лет, синоним это слово эон.
tathāgato kappaṁ vā tiṭṭheyya kappāvasesaṁ vā”ti.”
English: The Realized One has developed and cultivated the four bases of psychic power, made them a vehicle and a basis, kept them up, consolidated them, and properly implemented them. If he wished, the Realized One could live for the proper aeon (kalpa / kappa) and what's left of it.)
Pali canon / Mahāparinibbānasutta / раздел “очевидный намек” (An Obvious Hint).
Но частенько это замазывают переводом.
Или комментарием, например таким:
Мы можем решить проблему, если будем читать каппу здесь не как период времени, а как «правильный, подходящий», т.е. «правильный» срок жизни в сто лет.”
Проблема тут это попытка изменения текста канона, чтобы он совпадал с воззрениями, позволяющими создавать разницу между Тхеравадой и Махаяной, там, где её нет и не было.
Итак, размышляя в рамках Тхеравады на эту сложную тему, то Ананда Будду Гаутаму не попросил. Три раза давался такой намек.
А так как Будда Гаутама и без того сомневался, не стать ли ему пратьекабуддой, нужно ли учить других, и его никто не просил оставаться, то и ушел в пребывающую Нирвану без остатка.
А согласно воззрениям, распространенным в Махаяне, будучи совершенно абсолютно Пробужденным, Будда Гаутама находится вне рамок таких понятий, как пребывающая и не пребывающая Нирвана. И продолжает помогать живым существам.
А почему тогда махасаттвы не рождаются на планете Земля в телах людей?
Во первых, рождаются. Но очень очень редко по нашим меркам.
Арья бодхисаттвы чаще.
Махасаттвы реже
Самьяксамбудды очень очень редко.
Просто потому что их мало.
Во вторых, на планете Земля свет клином не сошелся, мы не центр Вселенной и даже не центр нашей галактики. Заштатная планета у нас.
В третьих, именно родиться из утробы это дискомфортно, это сопровождается той самой физической дуккхой, которой нет в мирах выше, и возможности тут ограничены, например, нужно физически долго куда то идти, чтобы просто добраться из одной точки в другую, поэтому для махасаттв разумнее находиться в мирах выше и проявляться по мере необходимости.
В четвертых, все равно, Будда говорил: “один не может очистить другого”. Помогать, наставлять, указывать могут, а вот щелкнув пальцами решить все наши проблемы, которые у нас в умах, нет. Мы не позволим. И даже если случится такое чудо и самьяксамбудда родится завтра, большая часть людей это просто проигнорирует. Как игнорировали раньше, как игнорируют Дхарму сейчас. Это нормально. Спешки нет, время бесконечно.
Или такой вопрос: а разве миссия арья бодхисаттвы, махасаттвы и помогающих Будд, разве она когда нибудь завершится?Ответ: мы не знаем. Так как цель это Освободить всех живых существ, то не ясно, сколько их всего, учитывая безумные и неизвестные размеры Вселенной.
Но дело в том, что окончательное достижение цели это не так важно, как сам процесс. Скажем так, помогать другим это образ жизни.
А чем такие достигшие не пребывающей Нирваны занимаются дальше?
Продолжают развивать совершенства,
И продолжают помогать всем живым существам.
Каким им самим видится подходящим способом.
Нет единой методички, кто что якобы обязан делать.
На то она и абсолютная свобода.
Например, Махасаттва по имени Сущность Земли (Кшитигарбха / Kṣitigarbha) решил и дал обет заниматься вытаскиванием живых существ из нижних миров, адов.
Махасаттва Тара (Tārā), чье имя переводится как Звезда или Спасительница, помогает многими способами. А также она решила и дала обет оставаться в женском облике, чтобы доказать, что женщина может стать совершенным полностью пробужденным Буддой.
Будда Амитабха, так как он уже не Махасаттва, а полностью Пробужденный, создал свой собственный мир, или как сейчас бы сказали “карманное измерение” (английский pocket universe) за пределами обычной реальности, поле Будды (санскрит buddhakṣetra) Амитабхи, называемое Сукхавати (Sukhāvatī обладающее счастьем, противоположностью дуккхи)
И так далее.
Много чем можно заняться в огромной Вселенной, со всеми её циклами и неизвестным размером.