Что такое Нирвана
Виды Нирваны
в буддизме
АВТОР: НАРА ЛОКА
Важная тема, о которой редко говорят, это виды Нирваны. Её непонимание создает большую путаницу у начинающих.

Они либо начинают думать, что Нирвана это суперрай, то есть впадают в этернализм.

Либо что Нирвана это самоуничтожение, небытие, космический суицид, то есть впадают в аннигиляционизм.

И то и другое неверно, о чем Будда не раз говорил.
А также выдают такие некорректные фразы, как “бодхисаттва отказывается от Нирваны”, Или не различают Нирвану и буддовость и так далее. Разберемся с этим вопросом. Итак, Нирвана бывает:

С остатком
(Пали Sa upādisesa nibbāna. Санскрит sopadhiśeṣa nirvāṇa)

Без остатка
(Пали An upādisesa nibbāna. Санскрит nirupadhiśeṣa nirvāṇa)

Пребывающая
(Санскрит Pratiṣṭhita nirvāṇa)

Не пребывающая.
(Санскрит Apratiṣṭhitanirvāṇa)
Но для для начала оттолкнемся от так хорошо знакомой нам Сансары.
И припомним, что Сансара это не место, это состояние.
Она происходит из нашего ума.

Важно запомнить, сансара это не наш мир людей, не планета Земля, не Луна, не физическая Вселенная.

Это состояние, страдательное, сопровождаемое несчастьем, а также, как побочный эффект, если принимать гипотезу посмертия, то сопровождаемое подневольным, неконтролируемым перерождением под влиянием загрязненной ввергающей Кармы.

Сансара, в переводе с санскрита буквально означает действие блуждание (английский wandering)

В Сансаре нас никто не удерживает. Мы сами находимся в таком состоянии.
Как в дурном сне, из которого сложно проснуться. Так как привычка так беспокойно дремать очень сильна.

Если вы улетите с планеты Земля, вы не покинете Сансару.
Если вы умрете, вы не покинете Сансару.
Если принимать гипотезу посмертия и попасть в прекрасные верхние миры, скажем так в рай, вы не покинете Сансару.

Так как от себя не убежать. Мы всегда таскаем Сансару с собой.
Её причина это неведение (санскрит Avidyā) относительно природы реальности. Которое порождает сильную чрезмерную

  • Жажду к существованию чего либо (санскрит bhava tṛṣṇā).
  • Жажду к несуществованию чего либо (санскрит vibhava tṛṣṇā).
  • Жажду к чувственным удовольствиям (санскрит kāma tṛṣṇā).

Одна из моих любимых классификаций причин нахождения в сансарическом состоянии такова:

В основе всего Неведение относительно природы реальности. Принятие субъективно реального за объективно реальное, подобного иллюзии за абсолютно реально существующее, ложные характеристики себя и феноменов.
Что приводит к Неверно направленному вниманию.

Преувеличению хороших и плохих качеств объекта.

Что приводит к цеплянию (санскрит upādāna) вызванному жаждой (санскрит tṛṣṇā) как наличия чего либо, так и исчезновения чего либо. Пусть это будет, пусть этого не будет.

Что приводит к Омрачениям ума, к беспокоящим эмоциям (санскрит kleśa). К аффективным состояниям.

Что приводит к омраченным Действиям телом, речью и умом. То есть к загрязненной неведением Карме.

И как результат Сансара с несчастьем.

-----------
Но вот некий человек достигает Нирваны. Что означает угасание.

Угасание чего? Тела, ума, речи? Способности действовать, улыбаться, думать?
Нет. Вот сутра:
Будда:

Говорят угасание, Нирвана. Что такое угасание?
Угасание жадности,
ненависти, неведения,
называется Нирваной.

(Палийский канон / Pali canon / Majjhima Nikāya 10 / Satipaṭṭhānasutta)

Жадность здесь это именно чрезмерная болезненная жажда существования чего либо. Пусть это будет, пусть не заканчивается, пусть этого будет много!

Ненависть это чрезмерное болезненное отторжение чего либо, Пусть этого не будет, пусть оно закончится, пусть никогда не встретится

И устранение неведения относительно природы реальности.
Это так называемые три яда (санскрит triviṣa)

На тибетский термин Нирвана красиво перевели как “состояние за пределами печали”

И вот миф и заблуждение Нирвана доступна только после смерти.
Развеять его очень просто.

Будда Шакьямуни достиг Пробуждения примерно в 35 лет и после этого жил, ходил, ел, пил, учил, еще до примерно до 80 лет.

Все эти 45 лет он был в состоянии Нирваны.
С этим согласны все традиции и школы.

Как видите, в буддизме главная цель доступна не когда то там, после смерти, в каких то других мирах на облачках, а прямо здесь, на нашей планете, любому из нас.

Так как все мы обладаем природой Будды, потенциалом стать Буддой.
Будда это не имя собственное, это титул, достижение. Были Будды до Гаутамы Шакьямуни, и будут после него.
Теперь о первом типе, Нирвана с остатком.
(санскрит sopadhishesha nirvana)
Когда человек достигает Нирваны, или Освобождения, остаток в виде тела, а также некоторых плодов старой Кармы все еще присутствует, со многими сопутствующими физическими проблемами.

Наш мир людей и наши тела таковы, что они испытывают боль, дискомфорт, голод, усталость.
Синоним Нирваны это бесстрашие.

А также Освобождение, то есть свобода от несчастья, неудовлетворительности.
Второй тип, Нирвана без остатка.
(санскрит nirupadhishesha nirvana)

Когда следующий путем личного освобождения, так называемого пути шравака (санскрит śrāvaka), достигает Освобождения.

Или пратьекабудда (санскрит pratyekabuddha), то есть тот, кто достиг пробуждения сам по себе, не зная ни слова о буддизме и Будда Дхарме, но не обучающий других

Когда они умирают, они уходят в Нирвану без остатка.

То есть уходят в запредельное. Это не мир, не локация.

О пребывающей Нирване без остатка нельзя говорить утвердительно.
Это так называемое не утверждение отрицание.
Или четыре отрицания (санскрит catuṣkoṭi)
Будда говорил, что нельзя описывать это в рамках таких утверждений:

существует
не существует
и существует и не существует
ни существует после смерти, ни не существует

(Pali canon / SN 56.8 / Cintasutta)
Это описание вызывает очень много споров между людьми.
Так как оно запредельное, не концептуальное.

А так очень хочется подобрать это самое концептуальное объяснение, то некоторые склонны пытаться думать, что в пребывающей Нирване без остатка любой пробужденный самоуничтожается.

И это не новое явление, такую же ошибку совершали и тысячи лет назад.
Вот сутра:

Один монах впал в аннигиляционизм.
К нему подошли другие монахи и спросили:

Правда ли, друг, что такое пагубное воззрение возникло у тебя: «Как я понимаю Дхарму, которой учит Будда, тот, чьи пятна загрязнений ума уничтожены, разрушается и исчезает после распада тела и не существует после смерти»?

«Именно так, друзья. Как я понимаю Дхарму, которой учил Будда

Монахи ответили ему:

«Друг, не говори так. Не искажай смысла сказанного Буддой, поскольку это не благостно искажать смысл сказанного им. Будда не мог так сказать

(Pali canon / SN 22.85: Yamakasutta)

= = = =

Да и сам Будда говорил:

Если какие либо отшельники и жрецы заявляют об освобождении от цикла рождений
через уничтожение существования,
я говорю, что все они не освобождаются от цикла существования

Мудро видя все таким, каким оно является на самом деле,
Отбросив жажду существования, но и не стремясь к самоуничтожению

С полным уничтожением жажды, с рассеиванием невежества без остатка,
Наступает окончательное прекращение и освобождение.

(Pali canon / Udana 3.10 / Loka Sutta)

= = = =

И вот сутра:

Брахман однажды сказал:
«Добрый Готама учит уничтожению».

На что Будда ответил:

«Есть способ, которым можно было бы справедливо сказать обо мне, что аскет Готама аннигиляционист, учит уничтожению.

Я утверждаю уничтожение похоти, ненависти и заблуждений;
я утверждаю уничтожение многочисленных видов плохих, нездоровых качеств.
Именно поэтому обо мне можно было бы справедливо сказать: Гаутама аннигиляционист.

Но это не то, что вы имели в виду».

(Aṅguttara Nikāya 8.11. Verañjā)

= = = =

Так провозглашая, я был безосновательно, тщетно,
ложно и ошибочно представлен некоторыми отшельниками и брахманами:

«Отшельник Готама это тот, кто сбивает с пути; он учит об уничтожении,
разрушении, истреблении существующего существа».

Поскольку я не являюсь таковым, поскольку я этого не провозглашаю,
то некоторые отшельники и жрецы безосновательно, тщетно,
ложно и неправильно истолковывали меня таким образом:

(Pali canon / Majjhima Nikāya 22 / Opammavagga)

= = = =

Но так как пребывающая Нирвана без остатка это состояние запредельное, неподвластное для понимания концептуальным умом, то Будда описывал его косвенно, с использованием прилагательных и метафор

Вот сутра:

потому, что есть нерожденное, ненаступившее, несотворенное,
несформированное можно распознать освобождение…

это спокойное, постоянное, Лежащее за пределами умозаключений,
Нерожденное, несозданное, беспечальное,

Незапятнанное состояние прекращение страдательных качеств,
успокоение формаций, блаженство».

(Pali canon / Itivuttaka 2.16 / Ajātasutta)

= = = =

Раз за разом подчеркивая, что это запредельно, недоступно обычному уму.
А также используя такие метафоры, как:

“луч света, который ни на что не падает и ничего не освещает, но он есть"

или "растворяется как комок соли, брошенный в воду, при этом не исчезая"

Это критично сложно понять и очень запросто можно скатиться в одну из двух крайностей, небытия или вечного бытия. И то и другое неверно.

Поэтому и говорят, что Истина о Нирване должна быть реализована,
напрямую пережита, и постепенно практикующий начинает на личном прямом опыте
понимать, что это. Видеть отблески этого.

А просто сидеть и много думать о пребывающей Нирване без остатка скорее вредно.

На мой взгляд, самый простой и точный ответ, если кто то спросит:

Что это такое?
Ответ это запредельное.

= = = =

Шантидева говорил:

Когда бытие чего то и его небытие
Оба отсутствуют перед умом,
Никакого другого выбора у ума нет:
Он приходит в совершенный покой, от понятий свободный.
Относительная и высшая,
Таковы два вида реальности.
Высшая реальность недостижима для разума,
Ибо разум называют относительным.

(Engaging in the Deeds of a Bodhisattva by Shantideva 9.34)

= = = =

Нагарджуна говорил:
Неверно, что нирвана есть небытие.
Но разве можно представить её бытие?
Прекращение раздумий о бытии и небытии
Называется нирваной.

(Ратна авали раджа парикатха)

Поэтому если кто то любит темы концептуального, парадоксального, то пребывающая нирвана без остатка, это вот оно.
Третий тип не пребывающая Нирвана.
(санскрит apratisthitanirvana)

Он намного проще для обычного понимания.

В традиции Тхеравада обычно не признается (В Тхераваде не признается), хотя и не всегда.

Но в большей части буддизма именно к ней и стремятся, чтобы после помогать всем живым существам, а потом достичь уровня Будды и продолжать помогать.
Не пребывающей она называется, так как это не пребывание в крайностях страдательного состояния Сансары и пассивной пребывающей Нирваны без остатка.

Все идущие по пути всеобщего освобождения, пути бодхисаттвы, стремятся к ней.

Бодхисаттва (санскрит bodhisattva) переводится как пробужденное живое существо или пробуждающееся живое существо.


Будда Гаутама в Палийском каноне говорит сам о себе

…пока я все еще был не просветленным бодхисаттвой….

(Pali canon / SN 51.11 / Pubba Sutta)


И в этом случае достаточно легко ответить на вопрос, если принимать гипотезу посмертия, что происходит с достигшим Освобождения бодхисаттвой:

Так как он достиг не пребывающей Нирваны, он уже не подвержен ввергающей Карме, ничто не тащит его насильно к следующему рождению.
И он сам выбирает, в каком мире, в каком теле ему быть или не быть.

Это абсолютная свобода.

Таких достигших Освобождения не пребывающей Нирваны, арья бодхисаттв высокого уровня, иногда называют Махасаттвы. (санскрит mahāsattva)
Что переводится как великие живые существа.

В том числе поэтому вопрос “что такое пребывающая нирвана запредельного” есть только в Тхераваде, так как в Махаяне этот вопрос можно запросто отложить на несколько циклов Вселенной. И потом лично спросить у Будд и решить, нравится вам ответ или нет.

И вот второй миф, который необходимо развеять.
Махасаттва не отказывается от Нирваны.

Он отказывается уходить в запредельное, в пребывающую Нирвану без остатка, но само Освобождение, сама Нирвана в наличии. Так же как была она у Будды Гаутамы.

Иногда думают, но этот не уход в пребывающую Нирвану означает вечное страдание?

Это неверно, чтобы это понять, важно вспомнить, махасаттва свободен от психического страдания, от несчастья.

А физическое страдание, голод, боль, дискомфорт тела, есть только в мирах сферы желаний (санскрит kāma dhātu) в мирах выше его нет.

В связи с чем понятно, почему большинство махасаттв предпочитают пребывание в верхних мирах сферы форм (санскрит Rūpa dhātu) или в Чистых землях.

А в миры ниже проявляются лишь по необходимости.
Таким образом, у них нет никакого страдания вообще.

И по мере дальнейшего продвижения способности лишь возрастают.
Например, возможность пребывания в нескольких местах одновременно, так как мы управляем правой и левой рукой.

А также ввиду разницы во времени, которое идет неравномерно даже в нашей физической Вселенной уровня людей, часто встречается относительность времени.

И появляется возможность проявлений, то есть появления не через рождение, а по необходимости.

Далее развитие продолжается, чтобы достичь уровня Будды (санскрит) то есть совершенного полного пробуждения.

Это уровень еще выше. Его синоним Бесконечное счастье.

Таким образом, можно сказать, что Нирвана всех видов это Освобождение, а достижение Буддовости это полное совершенное Пробуждение.
Предел способностей на этом уровне является невообразимостью.

= = = =

Далее часто возникают еще вопросы.

А может ли идущий по пути личного освобождения шравака перейти на путь бодхисаттвы?

Здесь ответ будет отличаться в зависимости от школы.

Согласно Читтаматре, следующей писания, может, но только в Нирване с остатком, после ухода в пребывающую Нирвану без остатка уже не может.
А согласно Мадхьямаке и читтаматре, следующей рассуждению, может, а даже что даже обязательно присоединится. Потом когда нибудь. Время тут не имеет большого значения, к тому же оно относительно.

А почему тогда согласно Палийскому канону Будда Гаутама не остался в пребывающей Нирване, а ушел в пребывающую?

Если мы откроем Палийский канон в оригинале, убедившись, что ничто не укрыто комментарием, то в Махапариниббана сутта, раздел Очевидный намек, мы увидим, что Будда Гаутама говорит своему другу Ананде, что если бы его кто то попросил, то он мог бы оставаться здесь в течение кальпы или до конца её. Кальпа это примерно несколько миллиардов лет, синоним это слово эон.

tathāgato kappaṁ vā tiṭṭheyya kappāvasesaṁ vā”ti.”

English: The Realized One has developed and cultivated the four bases of psychic power, made them a vehicle and a basis, kept them up, consolidated them, and properly implemented them. If he wished, the Realized One could live for the proper aeon (kalpa / kappa) and what's left of it.)

Pali canon / Mahāparinibbānasutta / раздел “очевидный намек” (An Obvious Hint).

Но частенько это замазывают переводом.

Или комментарием, например таким:
Мы можем решить проблему, если будем читать каппу здесь не как период времени, а как «правильный, подходящий», т.е. «правильный» срок жизни в сто лет.”

Проблема тут это попытка изменения текста канона, чтобы он совпадал с воззрениями, позволяющими создавать разницу между Тхеравадой и Махаяной, там, где её нет и не было.

Итак, размышляя в рамках Тхеравады на эту сложную тему, то Ананда Будду Гаутаму не попросил. Три раза давался такой намек.

А так как Будда Гаутама и без того сомневался, не стать ли ему пратьекабуддой, нужно ли учить других, и его никто не просил оставаться, то и ушел в пребывающую Нирвану без остатка.

А согласно воззрениям, распространенным в Махаяне, будучи совершенно абсолютно Пробужденным, Будда Гаутама находится вне рамок таких понятий, как пребывающая и не пребывающая Нирвана. И продолжает помогать живым существам.

А почему тогда махасаттвы не рождаются на планете Земля в телах людей?
Во первых, рождаются. Но очень очень редко по нашим меркам.
Арья бодхисаттвы чаще.

Махасаттвы реже

Самьяксамбудды очень очень редко.

Просто потому что их мало.

Во вторых, на планете Земля свет клином не сошелся, мы не центр Вселенной и даже не центр нашей галактики. Заштатная планета у нас.

В третьих, именно родиться из утробы это дискомфортно, это сопровождается той самой физической дуккхой, которой нет в мирах выше, и возможности тут ограничены, например, нужно физически долго куда то идти, чтобы просто добраться из одной точки в другую, поэтому для махасаттв разумнее находиться в мирах выше и проявляться по мере необходимости.

В четвертых, все равно, Будда говорил: “один не может очистить другого”. Помогать, наставлять, указывать могут, а вот щелкнув пальцами решить все наши проблемы, которые у нас в умах, нет. Мы не позволим. И даже если случится такое чудо и самьяксамбудда родится завтра, большая часть людей это просто проигнорирует. Как игнорировали раньше, как игнорируют Дхарму сейчас. Это нормально. Спешки нет, время бесконечно.

Или такой вопрос: а разве миссия арья бодхисаттвы, махасаттвы и помогающих Будд, разве она когда нибудь завершится?

Ответ: мы не знаем. Так как цель это Освободить всех живых существ, то не ясно, сколько их всего, учитывая безумные и неизвестные размеры Вселенной.
Но дело в том, что окончательное достижение цели это не так важно, как сам процесс. Скажем так, помогать другим это образ жизни.

А чем такие достигшие не пребывающей Нирваны занимаются дальше?

Продолжают развивать совершенства,
И продолжают помогать всем живым существам.
Каким им самим видится подходящим способом.
Нет единой методички, кто что якобы обязан делать.
На то она и абсолютная свобода.

Например, Махасаттва по имени Сущность Земли (Кшитигарбха / Kṣitigarbha) решил и дал обет заниматься вытаскиванием живых существ из нижних миров, адов.

Махасаттва Тара (Tārā), чье имя переводится как Звезда или Спасительница, помогает многими способами. А также она решила и дала обет оставаться в женском облике, чтобы доказать, что женщина может стать совершенным полностью пробужденным Буддой.

Будда Амитабха, так как он уже не Махасаттва, а полностью Пробужденный, создал свой собственный мир, или как сейчас бы сказали “карманное измерение” (английский pocket universe) за пределами обычной реальности, поле Будды (санскрит buddhakṣetra) Амитабхи, называемое Сукхавати (Sukhāvatī обладающее счастьем, противоположностью дуккхи)

И так далее.

Много чем можно заняться в огромной Вселенной, со всеми её циклами и неизвестным размером.


НАРА ЛОКА
Если делитесь материалом (share), пожалуйста, указывайте имя автора или ссылку на сайт. Благодарю.
Made on
Tilda