Осознанность в буддизме. Здесь и сейчас.
Медитация при ходьбе. Простая медитация для начинающих.
АВТОР: НАРА ЛОКА
Будда перечислял четыре положения тела для медитации: сидя, стоя, лежа и при ходьбе.

Некоторые полагают, что медитация — это всегда сидеть с полуприкрытыми глазами и обязательно в позе лотоса в красивой местности под звуки мантр и в окружении запаха благовоний. Но это не так. Есть много разных техник.
Медитация развития осознанности при ходьбе идеальна для начинающих, так как

  • она абсолютно безопасна,

  • выполнять её способен любой человек,

  • научиться ей можно за 10 минут,

  • она очень полезна для ума и эмоций, снижает уровень тревоги, страха, печали, несчастья за счёт перенаправления внимания от своих беспокоящих мыслей к настоящему моменту,

  • невозможно делать её слишком много, и при этом даже десяти метров достаточно для начала,

  • эта практика есть во всех традициях буддизма, ей обучал сам Будда,

  • она обладает далеко идущими результатами,

  • и это полезно для здоровья тела.
Будда говорил

Вот преимущества медитации при ходьбе.
Ты становишься выносливым в путешествиях,
способным к усердию в медитации,
обретаешь здоровье.
То, что съедено и выпито, правильно переваривается.

(Палийский канон / Pali canon / Aṅguttara Nikāya 5.29 / Caṅkamasutta)
То есть в сравнении с медитацией сидя в технике при ходьбе есть дополнительные преимущества.

Особенно сейчас, в 21 веке, когда мы очень много сидим. А это вредно. Прогулки рекомендуют и врачи, и психотерапевты.

Также это тренирует особую форму усердия, появляющуюся благодаря размеренной, ритмичной ходьбе, которая очень пригодится во всей практике.

Так как это динамическое действие, оно позволяет учиться сохранять осознанность в процессе выполнения чего-либо. Что в будущем, по мере развития уровней, понадобится для осознания действий, слов, эмоций и мыслей прямо в ходе повседневности.

И это позволяет расширить время практики в современной динамичной жизни, загруженной делами.

Мы часто куда-то ходим: на работу, в магазин, даже самые заядлые городские жители хотя бы от такси до двери идут.

Заодно повод помедитировать. Совместить нужное с приятным и полезным.

Сама эта медитация относится к широкой категории шаматха (санскрит: śamatha, пали samatha), к технике установления осознанности (санскрит smṛtyupasthāna, пали satipaṭṭhāna).

Там самая майндфулнесс (английский mindfulness, санскрит smṛti, пали sati), на которой базируются современные светские техники и о пользе которой есть так много современных научных исследований.


Будда говорил:

Основы осознанности — это путь к единению. Они ведут:

к очищению живых существ,
к преодолению скорби и стенаний,
к прекращению печали,
к постижению истинного пути,
к реализации освобождения.

(Палийский канон / Pali canon / Majjhima Nikāya 10 / Satipaṭṭhānasutta)

Как её выполнять:

Первое. В процессе ходьбы взгляд направлен перед собой на землю, на расстоянии нескольких метров.

Чтобы ни во что не врезаться, ни в людей, ни в деревья. Но при этом особенно в начале лучше не смотреть далеко, это сделает освоение этой практики проще.

Важно! Если вы идёте в небезопасной местности, например переходите дорогу, обязательно посмотрите далеко по сторонам, не подвергайте себя опасности.

При этом прерывать медитацию не обязательно. Она заключается не в том, куда вы смотрите, а в состоянии вашего ума, в развитии навыка осознавания.

Но когда вы гуляете, например, в безопасном парке, то лучше смотреть вниз, на землю перед собой, на несколько метров вперёд.

Второе и самое важное — осознавайте движение тела.

Будда говорил:

Осознанность устанавливается, что тело существует. Он медитирует, наблюдая за телом одновременно изнутри и снаружи. Когда он идёт, он знает: «Я иду». Какую бы позу ни принимало его тело, он это знает.

Он действует с осознанием ситуации, когда выходит и возвращается; когда смотрит вперёд и в сторону; когда сгибает и вытягивает конечности; когда носит одежду.

(Палийский канон / Pali canon / Majjhima Nikāya 10 / Satipaṭṭhānasutta)

Для того чтобы быстро уловить, что такое осознавать, попробуйте сейчас медленно двигать пальцами руки. Чувствуйте движение, будьте в курсе его, осознавайте.

Не проговаривайте в уме. Нет. Не воображайте.

А прямо сейчас, в этот самый конкретный настоящий момент, чувствуйте, проживайте, будьте осведомлены, будьте в курсе этого движения, всех ощущений, самого факта.

Также и во время ходьбы. Не нужно считать шаги, не нужно думать о том, сколько ещё идти, не нужно проговаривать про себя в уме: я шагаю левой ногой, я шагаю правой ногой. Нет. Вы не на параде, и вы не тренируете умение считать.

Живите. Чувствуйте. Ощущайте.

Не завтра, ни через минуту, ни в прошлом, а прямо сейчас. Оставьте на время прошлое и будущее в покое. Оставьте мысли о себе в покое.

Будда говорил:

Не беги назад в прошлое.
Не предвосхищай будущее.
Что прошло, то осталось позади.
Будущее ещё не наступило.

И любое явление в настоящем
Ты ясно различаешь в каждом случае.

(Pali canon / Majjhima Nikāya 131 / Bhaddekarattasutta)

3) Третье. Есть вероятность, что ваше осознавание естественным образом охватит не только движения тела, но также дыхание, ощущение одежды, касающейся кожи, ощущение ветра, солнца, звуков вокруг.

Это очень хорошо.

Так как в будущем, при развитии навыка осознанности, практикующий как раз постепенно расширяет его: охват, ясность и стабильность.

Поёт птичка — отлично. Слышите это.
Мимо проходят разговаривающие люди — хорошо. Не думайте о них, слышите их.
И продолжайте идти, отдавая себе отчёт, чувствуя, осознавая движения.

Четвёртое. На ум могут приходить мысли, могут возникать эмоции.
С этим ничего не нужно делать.

Не гоните их, не подавляйте их. Нет задачи достижения безмыслия. Нет задачи остановки внутреннего диалога. Это распространённое заблуждение. Притуплённость и безмыслие не являются целями.

Цель — это осознавать.

Пусть то, что происходит в вашем уме и эмоциях, продолжает происходить.

Будда говорил:

Испытывающий приятное, нейтральное, неприятное чувство знает:
«Я испытываю приятное, нейтральное, неприятное чувство».

Он знает ограниченный ум как ограниченный,
рассеянный — как рассеянный.

Когда в нём есть злоба, сонливость, беспокойство,
он понимает: «Во мне есть злоба, сонливость, беспокойство».

Когда в нём нет злобы, сонливости, беспокойства,
он понимает: «Во мне нет злобы, сонливости, беспокойства».

Понимает, как они возникают и как они прекращаются;
наблюдая аспекты ума как внутренне, так и внешне.

(Палийский канон / Pali canon / Majjhima Nikāya 10 / Satipaṭṭhānasutta)

То есть если вы в дурном состоянии, если вы не сосредоточены, это не проблема, пока вы это осознаёте. Состояния изменчивы. Что бы ни происходило, не пытайтесь ничего с этим делать.

Но вы и не ныряете в эти состояния, не погружаетесь в них.

Сохраняя небольшую дистанцию, вы их осознаёте.

Также и мысли: пролетела мысль мимо о том, что нужно не забыть зайти купить хлеба, и вот на работе проблемы, а тут звук странный какой-то.

Не гоните эти мысли. Но и не погружайтесь в них, не ныряйте в них. Пусть пролетают мимо, как облака на небе. Облака появляются, меняются, исчезают. Небо остаётся.

А вы… продолжаете идти и быть в курсе.

Но если в начале вам очень сложно охватывать осознанностью многое, это совершенно нормально. В таком случае ощущайте только стопы, то, как они касаются подошвы, как ноги соприкасаются с поверхностью.

- - -

А что делать, если вы отвлеклись и потеряли осознанность? Если вы нырнули в мысли, переживания, фантазии о будущем или память о прошлом и заметили это, то похвалите себя. Порадуйтесь! Я заметил, очень хорошо.

Так как тренировка в этой практике включает в себя несколько параметров: ясность, стабильность и охват осознавания; умение замечать, что вы отвлеклись и забылись; умение вернуть свой ум к осознаванию.

Поэтому каждый раз, когда вы заметили, что отвлеклись, это значит, что ваше правильное памятование (санскрит samyak smṛti, пали sammā-sati) работает и развивается. Это повод для радости.

Заодно, похвалив себя, вы сформируете позитивное подкрепление, и ум запомнит, что замечать это хорошо.

После этого мягко, плавно, без насилия над собой, возвращайте свой ум к осознаванию. Вновь продолжайте идти.


Буддийский мастер Тит Нат Хан говорил:

Если вы вдруг захотите остановиться, чтобы насладиться чем-то — небом, холмами, деревьями или птицами, то сделайте это.

И продолжайте осознанно вдыхать и выдыхать.

Если перестать дышать таким образом, то рано или поздно вас вновь поглотят мысли, а деревья и птицы исчезнут.

Когда вы идёте, не делайте ничего другого. Если вы хотите поговорить с кем-то или перекусить, то остановитесь.

(Практика Радости. Как ходить осознанно. Тит Нат Хан)

Не стоит сразу ожидать, что вы сможете далеко пройти, сохраняя осознанность. У нетренированного человека ум хаотичный, непослушный, мутный, спящий. Это ожидаемо, нормально, у всех так.

На то она и практика, что это повторения.

И с каждым разом у вас будет получаться всё лучше и лучше. Вы сможете пройти всё дальше и дальше, осознавая, что происходит.

А сколько ходить по времени?

Сколько хотите и сколько можете, столько и ходите. Нет лимита ни нижнего, ни верхнего.

Можно пройти осознанно десять шагов, и это будет полезно. А можно идти так целый день, например, во время похода на природе.

А также можно практиковать и во время занятий в фитнес-клубе. Не имеет значения, что беговая дорожка движется сама, важно, что делает ваш ум.

- - -

Как понять, что есть развитие, что происходит прогресс в практике медитации при ходьбе?

Во-первых, вы начнёте ощущать удовольствие и радость от каждого шага.

Не ждите появления этих приятных ощущений, не гоняйтесь за ними, иначе их будет не догнать. Идите осознанно, и в какой-то момент приятные ощущения сами появятся. А в будущем станут стабильными.

Во-вторых, вам будет всё легче удерживать осознанность. Со временем это не будет стоить почти никаких затрат сил, почти никакого усилия.

В-третьих, со временем охват осознанности будет постепенно увеличиваться, яркость, чистота, контрастность будут лишь возрастать. Вы будете поражены, насколько ясно можно воспринимать. Это шокирующе приятное открытие.

Бесплатное счастье для всех. Его не просто не нужно покупать, его невозможно купить. Без побочных эффектов и просто от осознанной ходьбы.

Удивительное чудо, доступное каждому.

Не пытайтесь контролировать дыхание. Тело само знает, когда ему вдыхать и выдыхать.
Не пытайтесь идти как-то по-особенному. Идите естественно. Как получится, как обычно ходите. Тела у всех разные, походка тоже.

Позвольте дыханию происходить, позвольте шагам быть такими, как им комфортнее.

- - - - -

Не ждите, что я вот куда-то приду. Или что вот я наконец смогу осознанно пройти пятьдесят шагов, сто шагов. Не считайте ни время, ни шаги.

Это не соревнование. У вас нет конкурентов.

Очень важно получать удовольствие и радость от самой осознанной ходьбы.
Это и метод, и цель, это награда и счастье само по себе.
Быть живым и идти, не погружаясь в сон.

Постепенное пробуждение — оно не где-то там за горизонтом, до него не дойти, не доехать, не долететь. Оно не после смерти и оно не в будущем. Его никто вам не даёт как приз за победу в марафоне.

Оно в вашем уме. Это состояние за пределами печали.

Поэтому не считайте и не соревнуйтесь.
А живите, дышите, радуйтесь, идите и осознавайте.

Если вы чувствуете, что вам нужна внешняя дисциплина, и без неё вы случайно можете забыть на недели и месяцы о практике медитации при ходьбе,

можете заключить с собой соглашение.
Какой-то участок дороги, по которому вы ходите регулярно, договориться с собой всегда проходить осознанно.

Например, от двери дома до поворота дороги.

Лучше выбрать небольшой участок и безопасный, приятный вам, чтобы это воспринималось как нечто очень лёгкое.

А если вы забудете об этой практике, придётся вернуться и пройти его снова.
Если уже очень далеко ушли, забыв, по возвращении повторите путь два раза.

Если вас беспокоит, как это хождение два раза будет выглядеть для людей со стороны, то это повод по-практиковать свободу от чрезмерного цепляния за такие мирские заботы, как похвала и порицание.

Это ваше дело, где вы ходите в публичном пространстве, как и почему.
Вы можете хоть целый день наворачивать круги вокруг дома, это ваше право как взрослого человека. Может, доктор вам прописал ходьбу, вот вы и ходите. Это ваше личное дело.

- - -

Не стоит делать это ещё одной тяжёлой обязанностью.
У нас их и так много в жизни.

Не давите слишком на себя.
Практика осознанности не требует особого напряжения.
Более того, перенапряжение — это вредно.

Следите, чтобы не возникало напряжения ни в уме, ни в теле.
Вы не в школе, и это не экзамен. Вы живёте, и жизнь происходит прямо сейчас.

Это мягкое усилие без чрезмерности.

И через некоторое время такая осознанная ходьба станет приятной, станет чистым удовольствием.

НАРА ЛОКА
Если делитесь материалом (share), пожалуйста, указывайте имя автора или ссылку на сайт. Благодарю.
Made on
Tilda