Практика любящей доброты по традиции начина-
ется с нас самих, а затем шаг за шагом продвигается
к настрою любящей доброты по отношению ко всем
живым существам во Вселенной.
Чтобы развить этот настрой, сначала нам необхо-
димо развить подлинно любящее отношение к самим
себе, с состраданием распознав свое желание быть
счастливыми и избегать страданий. В рамках этого
процесса нам необходимо понять природу собственно-
го неведения, которое препятствует реализации этого
желания и вместо того приносит страдания. Справив-
шись с этим, мы сделаем первый сущностный шаг в
сторону развития любящей доброты по отношению ко
всем существам.
Чтобы понять, как всё это связано с нашей соб-
ственной жизнью, давайте рассмотрим тему презрения
по отношению к самим себе. Хотя мало кто из нас
действительно ощущает явную ненависть к себе, люди
в нашем обществе относительно часто страдают от
направленных на самих себя чувств презрения, нетер-
пения и нетерпимости. У многих всё это приводит к
ощущению того, что мы недостойны любви со сторо-
ны других людей и даже со стороны самих себя. Пре-
зрение по отношению к себе, если рассматривать его с
данной точки зрения, очевидным образом оказывается
неудачной основой для развития любящей доброты.
Обратимся к тексту пятого века – «Пути очище-
ния» Буддагхоши. В нем автор предлагает нам набор
пожеланий, которые помогают развивать любящую до-
броту по отношению к себе:
Пусть я буду свобод(ен/на) от враждебности.
Пусть я буду свобод(ен/на) от омрачающего.
Пусть я буду свобод(ен/на) от тревоги
И пусть живу счастливо.
Первая строка: «Пусть я буду свобод(ен/на) от
враждебности» – это пожелание о том, чтобы мы смог-
ли развить дружелюбие, которое свободно от недобро-
желательности. Во втором пожелании: «Пусть я буду
свобод(ен/на) от омрачающего» – под «омрачающим»
мы можем понимать как физическую боль, так и душев-
ное смятение, грусть, горе и неудовлетворенность. Мы
также можем взглянуть и на вещи более глубокие –
источник всех душевных метаний, то есть умствен-
ные загрязнения: неведение, жадность и ненависть –
из которых проистекает всё омрачающее. Пожелание
свободы от тревоги не требует пояснений. Наконец,
последняя строка: «Пусть я живу счастливо» – от-
носится конкретно к качеству благополучия, которое
проистекает из здорового состояния ума.
— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org