Памятование о теле — Б. Алан Уоллес

Путь сатипаттханы, или пристального применения
памятования, – один из великих путей к просветлению. К
сожалению, некоторые его последователи считают, что это
единственный путь, и описывают его именно в таком ключе.
Тем не менее Будда на самом деле говорил не об этом: опи-
сывая этот способ тренировки в памятовании, он исполь-
зовал слово экаяна, где эка – это «один», а яна – «путь».
Следовательно, слово экаяна означает «один путь» – а не
«единственный».

Данный вопрос обсуждается в ранних тхеравадинских
комментариях к учению Будды по пристальным примене-
ниям памятования. Предлагаются разные интерпретации
понятия экаяна. Одна из них предполагает, что этот путь
ведет «только к нирване»; другая – что это «одиночный
путь», который должны пройти мы сами, а не кто-то иной.
Ни Будда, ни эти авторитетные комментарии не указывают
на то, что это «единственный путь» к освобождению.

Четыре применения связаны с памятованием, которое
направляется на четыре вида явлений: тело, чувства, ум и
иные события (как умственные, так и физические). Как и
большинство буддийских практик, тренировка в памятова-
нии начинается с самых грубых и простых объектов, а затем
продвигается к объектам наиболее тонким (и вместе с тем
самым сложным). Самый грубый из объектов, которые мы
будет рассматривать в данном случае – из числа тела, чувств,
ума и других проявлений, – это тело. Весьма разумно начать
с более базовых практик и относительно грубых объектов
медитации, ведь на начальных этапах практики наш ум гру-
бее всего. По мере продвижения ум очищается и становится
утонченнее, и потому мы обретаем возможность внимать
более тонким объектам.

Очень важная тема во всех четырех практиках памято-
вания – развитие способности всё четче и четче отличать
наши концептуальные проекции относительно реальности
от того, что сама реальность нам преподносит. Оказывается,
что это очень грандиозное устремление. Начиная практику,
мы выясняем, что наши концептуальные проекции играют
глубоко закрепленную в уме роль и в значительной степени
проявляются бессознательно или полубессознательно.

Поскольку концептуальные процессы в существенной
мере происходят полубессознательно, мы обычно не осоз-
наем, что этот процесс неконтролируемой и полубессозна-
тельной интерпретации вообще происходит. Вместо того
мы обычно предполагаем, что совершенно ничего на реаль-
ность не проецируем, что наше базовое понимание явлений
достоверно. В этом может присутствовать значительный
уровень самообмана. Практика применений памятования
использует умственный скальпель, созданный посредством
успокоения ума, и с его помощью рассекает концептуальные
проекции. Таким образом мы пробиваемся к сущностной ре-
альности, которая проявляется в отсутствие этих проекций.

Объясняя данную практику, Будда рекомендовал в пер-
вую очередь сесть и просто наблюдать за дыханием. Вначале
мы принимаем комфортную позу, направляем свое осоз-
навание на настоящий момент и развиваем устойчивость
внимания, наблюдая за вдохами и выдохами. Упор в данной
практике – как это зачастую бывает в буддизме – делается на
развитии точного инструмента. Занимаясь наукой, мы часто
вынуждены создавать четко настроенные инструменты, по-
зволяющие делать надежные, достоверные измерения; ана-
логичным образом в созерцательной практике мы должны
совершенствовать инструмент своего осознавания, чтобы с
его помощью понять природу реальности.

Сама практика начинается с довольно простого объекта –
положения тела. Будда упоминал четыре простых и уже
используемых нами позы: сидя, стоя, при ходьбе и лежа.
Смысл применения памятования к этим позам – в том,
чтобы использовать свое осознавание и направить его
на положение тела. Чем бы мы ни занимались – сидим
мы, идем, стоим или лежим, – ум часто отстранен от не-
посредственно окружающей нас реальности и вместо
того погружен в неконтролируемое концептуальное
мышление о будущем или прошлом. При ходьбе мы ду-
маем о том, как доберемся до цели; добравшись до места
назначения, думаем о том, как будем уходить. Во время
еды мы думаем о мытье посуды, а при мытье посуды –
о том, чтобы посмотреть телевизор.

Всё это – странный способ управлять своим умом. У
нас нет контакта с текущей ситуацией: мы всё время думаем
о чем-то ином. Слишком часто нас захватывают тревога и
страсти, сожаления о прошлом и предвкушение будущего.
Мы полностью упускаем из виду свежую простоту текуще-
го мгновения.

Очень важная практика памятования основана на одном
из базовых видов человеческой деятельности: ходьбе. Мы
привыкли ходить деловито, заранее думая о том, куда мы
идем, и забывая о том, где мы сейчас. Наши глаза мечутся
между объектами, а ум подобен помешиваемым на сковоро-
де продуктам: он бросается то в одну сторону, то в другую.
Тем не менее мы можем оттянуть свое осознавание от этого
переплетения бесконтрольного, изнурительного мыслетво-
рения и вместо того направить его на подошвы стоп. Благо-
даря этому мы начнем замечать, как стопы поднимаются и
опускаются; начнем замечать соприкосновение с землей.

Такой подход, возможно, поможет нам замедлить темп
ходьбы. В данной практике мы ходим очень медленно и целе-
направленно, уделяя пристальное внимание каждому мгно-
вению. Сначала стопа поднимается, поднимается и поднима-
ется; затем она неизменно медленно опускается, опускается
и опускается. Мы осознаем тактильные ощущения в теле
и ощущения в подошвах стоп на земле. Мы заземляемся –
в буквальном и переносном смысле – и направляем осозна-
вание на настоящее.

Всё это может показаться скучным – но только пото-
му, что мы настолько привыкли не жить настоящим. Если
мы начнем выполнять эту практику качественно, если мы
по-настоящему начнем успокаивать ум и стягивать его в
тело, то увидим, что этот процесс оказывается невероятно
интересным.

Представьте, что вы сидите совершенно неподвижно,
а затем, прочно укоренившись в настоящем, делаете нечто
весьма необычайное – поднимаете руку! Научившись под-
нимать руку осознанно, вы выясните, что в этой простой
активности содержится много частей. Есть намерение –
умственное событие; оно каким-то образом приводит к
движению руки, к событию физическому. Как эти события
между собой связаны? Как всё это произошло? Процесс
становится захватывающим.

Один из центральных аспектов данной практики – па-
мятование, которым в данном контексте называется удер-
жание непрерывности осознавания на избранном объекте.
Другой фактор – бдительность, которой здесь называется
заинтересованная и разумная проверка событий.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org