Самая тонкая из данных практик, памятование о про-
явлениях, охватывает всё описанное выше. До сих пор мы
двигались от грубого к тонкому: от памятования о теле
к памятованию о чувствах, а затем и к памятованию об
умственных состояниях. В каждой из этих практик упор
делался на пристальной проверке: прямом применении
внимания к тому вопросу, с которого мы начали.
Вы, возможно, помните, что этот вопрос – в том,
можно ли отыскать в теле, чувствах или умственных
состояниях некое вещественное «я», или эго. Мы нача-
ли с тела, пытаясь понять, не сокрыто ли где-то в нем
вещественное эго, некое «я»; затем перешли к чувствам
– ведь с ними мы обычно отождествляем себя столь же
мощно. Проверяя чувства мгновение за мгновением, мы
задаем по большей части те же вопросы: есть ли здесь
некое «я»? Есть ли деятель? Есть ли некая сущность,
которая чувствовала бы, – помимо самих чувств? Мы
проверяем и проверяем – но видим только сами события,
которые проявляются и угасают.
Пристальная проверка третьего объекта – ума – прино-
сит сходные плоды. Направляя осознавание на природу са-
мого ума, на умственные проявления и на ум с его умствен-
ными искажениями, мы выясняем то же самое: умственные
события проявляются и угасают. Даже само осознавание
возникает и угасает – без какой-либо личной самости. Осоз-
навание не имеет неотъемлемой самости: это просто осоз-
навание. Также лишены самости и умственные искажения:
это просто умственные искажения.
На этом этапе критически настроенный наблюдатель
может возразить, сказав: «Если вы хотите отыскать «я»,
проверяйте то, что наблюдает. Бесполезно искать в темной
комнате фонарик – с помощью того же фонарика. Аналогич-
ным образом неспособность отыскать «я» в теле, чувствах
или в уме не означает, что его вообще нет. «Я» существует –
именно «я» и занимается поиском и медитацией».
На это возражение буддизм отвечает так: мы рождаемся
с естественным, не приобретенным посредством обучения
чувством присущего нам «я» – но это вовсе не означает,
что подобное «я» действительно существует. Мы думаем:
«Я проявляю волю – значит, я существую. Я намереваюсь –
значит, я существую. Я медитирую – значит, я существую».
Чувство того, что от меня исходят явления, от меня исхо-
дят мысли, связано с этим врожденным чувством личной
самости.
Мы смотрим на отталкивающего человека, и нам поче-
му-то кажется, что отвратность исходит от самой личности.
Нам кажется, что у всех отождествляемых с человеком ка-
честв есть некий источник, и источник этот – личность, со-
крытая за кулисами; самость; «я», которое за всё отвечает.
В нас живет врожденное чувство наличия автономного
«я», которые якобы всё контролирует. Это «я», как мы
верим, всё объединяет, делает каждого из нас человеком.
Без этого «я», можно предположить, всё развалится – ни-
какой личности вообще не останется.
Эту мысль можно проверить – не за счет поисков
«я», а за счет наблюдения за взаимодействиями тела,
чувств, умственных состояний и других событий. Весь
процесс можно сравнить с компанией, где работникам
говорят: если за вами не будет надзирать некий владелец,
фабрика закроется. Работник может в это верить – пока
не начнет анализировать индивидуальные связи; тогда он
увидит, что взаимосвязи между рабочими продолжают
функционировать даже без владельца – компания продол-
жает работу. Действующие вместе работники сами собой
управляют.
Когда ум достигает устойчивости, возникает возмож-
ность отключить чувство эго, контролирующего тело и
ум, и просто погрузиться в режим наблюдающего осозна-
вания. В этом состоянии мы выясняем, что умственное и
физическое поведение проявляется только применительно
к другим событиям; для него не требуется осуществля-
ющее контроль эго. Все элементы комплекса тело-ум
взаимодействуют как сопряженные, зависимосвязанные
события. На самом деле, для автономного эго вообще не
остается места.
Памятование охватывает обширный спектр явлений и
порождает прозрение относительно того, как они все вза-
имосвязаны. Явления, которые мы проверяем, включают
все физические телесные события и вещи, существующие
вне тела, все чувства и умственные построения – и, нако-
нец, само осознавание. Откровение, которого мы благода-
ря всему этому достигаем, – отсутствие автономного «я»,
которое координировало бы эти события. Вместо того су-
ществует сложный набор взаимосвязей, которые работают
сами по себе – без единого внешнего управляющего.
Описывая данную практику, Будда снова и снова от-
мечал: всё это нам необходимо проверить на собственном
опыте. Нам следует обрести прозрение, а затем приложить
его к нашему опыту взаимодействия с другими. Иногда мы
можем использовать для этого восприятие: наблюдать за
поведением других людей. В то же время при рассмотре-
нии умственных состояний других людей прямое восприя-
тие обычно невозможно, и потому нам необходимо делать
умозаключения, основанные на нашем личном опыте. Для
этого мы размышляем: «Эти состояния проявляются в
моих переживаниях; так же, вероятнее всего, они прояв-
ляются и в переживаниях других». Данный процесс ана-
логичен тому, что мы рассмотрели при обсуждении прак-
тики любящей доброты: сначала мы порождаем любящую
доброту по отношению к себе, а затем распространяем ее
на других существ.
— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org