Вера — Б. Алан Уоллес

На этом уровне вера играет жизненно важную роль. По-
чему? Чтобы развить восприимчивость по отношению к ак-
тивности дхармакаи, нам необходимо интуитивно подтвер-
дить ее существование – даже если мы пока не переживали
это существование на собственном опыте. Дхармакая со
своей стороны обладает неистощимой мощью, преданной
благополучию всех живых существ. Хотя в практике маха-
яны существует множество врат, ведущих к этой силе, ключ
ко всем ним – это вера в дхармакаю.

Тибетские буддисты приводят аналогию с очень ярким
солнечным днем, когда лучи солнца устремляются во всех
направлениях. Эти лучи подобны дхармакае – силе, которая
всегда неизбывно присутствует; а вот то, повлияет ли дхар-
макая на нашу жизнь, зависит от нашего личного настроя,
который сравнивают с чашей. Если чаша лежит дном вверх –
то есть если индивидуум не имеет веры, – свет в нее не про-
никнет, каким бы ярким ни было солнце дхармакаи. Стоит,
однако, поставить чашу дном вниз, и она наполнится светом.

В данном контексте махаянский смысл принятия при-
бежища в Будде оказывается чрезвычайно обширным. Мы
не просто принимаем прибежище в историческом лице,
которое покинуло этот мир, – хотя и это верно. Мы также
принимаем прибежище в дхармакае, которая присутствует
и активна прямо сейчас.

В контексте предшествующего обсуждения роли кон-
цептуализации в понимании реальности вера оказывается
активным средством построения переживаемой нами
реальности. Речь не о том, что мы создаем Будду или дхар-
макаю силой своих убеждений; но если мы лишены веры,
дхармакая исключена из нашей сознательной реальности.

Открыв же свои сердца вере, мы преображаем и свое вос-
приятие мира, и свои концептуальные представления о нем.
С точки зрения махаяны дхармакая – это бесконечное
осознавание всех будд, а также источник сострадания по
отношению ко всем живым существам. Для людей, которым
буддийские учения не подходят, дхармакая проявляется в
небуддийских формах и так удовлетворяет их потребности.

Таким образом, в традиции махаяны принятие прибе-
жища становится темой тонкой. Разумеется, оно начинает-
ся с исторического Будды и его учений, которые ведут нас
на путь к полному духовному пробуждению. Для последо-
вателей махаяны Будда – это реальность, которую можно
переживать прямо сейчас. Устраняя завесы из собственного
ума, утверждают они, мы будем обретать всё большую спо-
собность ощущать Будду в повседневной жизни.

Даже в наше время люди продолжают встречать Будду
в видениях и получать от него учения. Это непрерывный
процесс. Далай-лама упоминает это в своей книге «Запре-
дельная мудрость», где говорит: с точки зрения махаяны
сейчас Будду можно встретить так же явно, как и 2500 лет
назад – когда люди встречали его во плоти.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org