Монашеский подход к великому состраданию — Б. Алан Уоллес

Если мы будем искать методы развития бодхичитты в
классических буддийских текстах, то, скорее всего, встретим
объяснения, подобные восьмой главе «Руководства по обра-
зу жизни бодхисаттвы» Шантидевы.

Эта глава, по сути, описывает монашеский подход к
отсечению умственных привязанностей с целью развития
бодхичитты. Шантидева рекомендует то, что можно назвать
строго созерцательным подходом – преодолеть и отбросить
все наши привязанности; удалиться в лес, чтобы вести там
уединенную жизнь, и затем в подобной изоляции порождать
бодхичитту. Это аскетичный, монашеский подход – но он
работает, и именно потому ему так давно учат.

В восьмой главе своего текста Шантидева делает мощ-
ный упор на устранении романтических привязанностей.
Используя предельно натуралистические выражения, он
пытается отвратить слушателей от чувственного влечения
к противоположному полу, называя женское тело мешком
плоти, который полон одних только органов и нечистот
(разумеется, буддийскую монахиню учили бы точно так же
рассматривать тело мужское). При этом Шантидева ста-
рается изгнать из ума слушателя любые остатки влечения к
романтике и особенно сексуальности, освободив простран-
ство для развития бодхичитты.

Тибетская традиция описывает два подхода к развитию
сострадания. Первый – это данный, монашеский, метод; он
хорошо подходит для развития равного умственного отно-
шения. Поскольку у монаха нет супруги и детей, он, возмож-
но, меньше склонен лелеять одних людей и отвергать других.
Монах отстраняется от человеческих привязанностей и
обращается со всеми равностно. Подобная ситуация благо-
приятствует развитию всеохватывающих любящей доброты
и сострадания.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org