Быстрый путь — Б. Алан Уоллес

В противоположность такому подходу тантрический
путь подразумевает полную и радикальную трансформа-
цию нашего чувства самости. Тантра углубляет некоторые
из ключевых идей, которые мы рассмотрели в предыдущих
главах. Одна из них – сущностная чистота ума, которую
буддисты называют природой будды, или на санскрите
татхагата-гарбхой.

Представление о природе будды подразумевает, что
сущностная природа ума – это бесконечная чистота, непо-
стижимые радость, мощь, мудрость и сострадание: прямо
здесь, прямо сейчас. Нам нет нужды зарабатывать свою
природу будды или достигать просветления, чтобы ее обре-
сти. Она присуща нам прямо сейчас. Это нечто общее для
всех живых существ.

Параллельно с природой будды – бесконечным потен-
циалом каждого индивидуума – существует дхармакая:
всеведущее, вездесущее осознавание будды. Дхармакаю
называют духовным телом будды; она нераздельно связана
с нашей природой будды. И дхармакая, и природа будды –
нечто активное и неизменно динамичное.

Путь причин – это поэтапный или последовательный
подход к реализации нашего потенциала, нашей спо-
собности стать буддой. В соответствии с буддийскими
описаниями этот путь развития добродетелей, на котором
мы сохраняем свое текущее чувство обычной, обусловлен-
ной самости, по времени занимает три «неисчислимых»
эона. Неисчислимый эон в буддийском понимании – нечто
гораздо более продолжительное, чем те миллиарды лет,
которые с точки зрения науки отделяют Большой взрыв
от Большого сжатия (если предположить, что Вселенная
колеблется в этих циклах). Буддийский эон дольше этого
периода – а на достижение просветления на пути причин у
нас уйдет три неисчислимых эона.

Мысль о необходимости ждать просветления так долго
может показаться пугающей; но сосредотачиваться просто
на продолжительности пути было бы неверно. Если мы
искренне следуем образу жизни бодхисаттвы, оставаться в
цикле существования ради служения живых существам –
дело стоящее.

Другой подход – радикальное преображение, осущест-
вляемое в тантре, – называют колесницей плода. На его ре-
ализацию может уйти всего несколько жизней. Сущность
тантрического пути – в том, чтобы радикальным образом
изменить наше чувство самости, совершая подлинный
скачок. Мы «одним прыжком» меняем свое восприятие
и начинаем отождествлять себя с природой будды, а не с
прежними представлениями об обыденном «я». Со ско-
ростью щелчка пальцев мы отбрасываем прежнее самоот-
ождествление с собственными ограничениями и вместо
того отождествляем себя со своей сущностной природой.
У нас нет ни начала, ни конца; мы не загрязнены никакими
искажениями.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org