Источник
https://theravada.world/chto-takoe-theravada-adzhan-suchitto/
Благодарность theravada.world и лично Олегу Шашкову
Европейская колонизация, несмотря на весь негатив, познакомила запад с санскритом и с Пали и в этом отношении способствовала распространению Дхаммы. Создание в 1881 году Общества Палийских текстов и интерес Британии к культуре Шри-Ланки и Бирмы сделали учение Тхеравады доступным на западе прежде буддизма Тибета, Китая и Японии. Колониализм также невольно стимулировал возрождение Тхеравады как средства сохранения национальной идентичности. Король Бирмы Миндон решил продвигать буддизм, поощряя то, что хранило высшее учение Дхаммы Тхеравады — випассану. Линия передачи Махаси, которая была, пожалуй, наиболее популярным источником руководства по медитации Тхеравады на западе, происходила напрямую от Тилона Саядо, духовника короля Миндона. Во время правления этого короля в 1871 году в Мандалае состоялся 5-й буддийский собор.
Под давлением колонизаторов, с которыми пришло христианское миссионерство, буддизм помог сформировать и укрепить национальную идентичность народов Бирмы и Шри-Ланки. На Шри-Ланке возрождению буддизма способствовал американский неофит, полковник Олкотт (посетивший страну в 1881 году), который вдохновил Анагарику Дхармапалу основать общество Маха Бодхи (1891) и поставил великую (гераклову) задачу по возвращению Тхеравады обратно в Индию. Он создал прецедент миссионерского идеала (дхаммадута), подхваченного Тхеравадой. Общество Махабодхи и Издательское буддийское Общество до сих пор поддерживают эту глобальную миссию.
Таиланд никогда не испытывал напрямую колониального господства, но его короли, в частности, король Монгкут и его преемник Чулалонгкорн, настороженно относились к присутствию в регионе как французов, так и англичан, что побудило их преобразовать соответствующие области Сиама в «Таиланд», централизованное национальное государство. Перед восшествием на престол Монгкут был бхиккху, его беспокоило состояние тайской Сангхи и он лично инициировал реформаторское движение Дхаммают, превратившуюся в конечном итоге в отдельную ветвь (Никаю) Тайской Сангхи, которая стала пользоваться королевским покровительством и благодаря строгому соблюдению Винаи привлекла искренних последователей. Многие лесные мастера, в частности, Аджан Сун и Аджан Ман, принадлежали к этой Никайе, и их влияние на развитие Сангхи и лесного монашества в Таиланде было огромным.
Программа централизации Тайского правительства расширилась и привела к централизации управления Сангхой. В настоящее время Тайская Сангха при поддержке государства создает за границей храмы, чтобы укрепить учение Будды и помочь тайским общинам за пределами своей родины. Эта двойная роль, выполняемая многими монастырями Тхеравады, может оказать на пропаганду Дхаммы размывающее влияние. Тайские и шри-ланкийские храмы на западе зачастую предлагают сочетание медитаций и изучения сутт в обстановке, связанной с различными аспектами культуры метрополии, поэтому иногда европейцы путают, что относится к буддизму, а что является местным азиатским обычаем.
Что касается Запада, большая часть Палийского Канона на протяжении 20 века была переведена на английский и немецкий языки, а численность организаций существенно выросла с момента создания в Берлине Buddhistische Haus в 1924 году, Буддийской Вихары в Лондоне в 1928 году и дальнейшего открытия Вихар и Дхамма центров в Европе и Америке. По мере появления доступа в Европе к литературе и преуспевающей монастырской культуре, в конце 19 века европейцы начали принимать в Азии рукоположение (монашеский постриг) в традиции Тхеравада. Первыми в конце 1890 годов стали ирландец Уу Дхаммалока и два уроженца Великобритании Вен Ашока в 1900 и Ананда Меттейя в 1902 году.
Немцы также не отставали во главе с преп. Ньянатилокой (1904), который создал на Шри-Ланке лесной монастырь Остров Эрмитаж (1911), а его ученик преп. Ньянапоника стал создателем Лесного Эрмитажа (1946) и Буддистского Издательского общества. Еще один пионер из Италии Локанатха вошел в жизнь бирманской Сангхи в 1925 году, принимал активное участие в возрождении буддизма в послевоенной Бирме и вдохновил д-ра Амбедкара перейти в буддизм, что имело большие последствия для неприкасаемых в Индии. Английская Сангха Траст, созданная в 1956 году Капилавадхо Бхиккху с целью дать людям возможность войти в Сангху и практиковать на Западе, продолжает поддерживать западную Сангху в Великобритании и по сей день.
В начале 70-х наступило относительное затишье, связанное с отсутствием интереса, но движение возродилась под эгидой Аджана Сумедхо, американца, надевшего рясу в Таиланде и прошедшего обучение под руководством Аджана Чаа, лесного мастера и ученика Аджана Мана. Первоначально обосновавшись в Лондоне в 1976 году, Аджан Сумедхо в 1979 году основал первый лесной монастырь Тхеравады в Великобритании (Читхёрст, Западный Суссекс). В дальнейшем другие ученики Аджана Чаа и Аджана Сумедхо возглавили лесные монастыри в Англии, США, Канаде, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Португалии, Австралии и Новой Зеландии. Между тем еще один ученик Аджана Чаа, англичанин Аджан Кхемадхаммо создал организацию энтузиастов «Ангулимала» чтобы донести Дхарму до заключенных в тюрьме.
Все школы буддизма сегодня широко представлены на Западе. Что касается Тхеравады, есть много учителей-мирян, использующих учения Палийской линии передачи и учившихся у учителей, принадлежащих к Тхераваде, но которые сами себя тхеравадинами не считают. Это слабо связная группа сосредоточена главным образом на медитации и называется «Традиция Випассана». Начиная с 1970-х годов такие учителя-миряне, среди которых Джозеф Гольдштейн, Джек Корнфилд, Шарон Зальцбург и Кристина Фельдман, создали «Общество Медитации постижения» и Spirit Rock (в США) и Gaia House (в Великобритании). По всему миру существует много таких центров, которые обеспечивают поддержку растущего интереса к медитации.
Буддизм Тхеравады сегодня
Тхеравада сегодня является результатом всего этого, а также и многого другого. Есть энтузиасты Абхидхаммы, толкователи сутр (сутт), есть интенсивно практикующие медитацию, и даже тантрические формы. Люди часто берут один или два компонента целого и формируют свой путь. Организации несут отпечаток различных культур — или более тонкого психологического подхода западных учителей-мирян. Присутствие монахов Традиции — одно из подношений Тхеравады Западу, — признак того, что нравственность, отречение и поддержка культуры щедрости всё ещё являются частью Пути Будды. Неважно, что знает средний обычный человек, заботит ли его вопрос о том, вещественны ли дхаммы или пустотны — Буддизм это не только принятие некоторых идей или мирное неподвижное сидение; Дхамма Будды — это полный и совершенный образ жизни.