Только Дхарма и мотивация, которая подходит для практики Дхармы, эффективным образом ведут к удовлет воренности. Все остальные виды деятельности включены в то, что буддисты называют восемью мирскими заботами.
Эти заботы властвуют над лишенной Дхармы жизнью и мешают нам перейти к образу жизни, который ведет к прекращению неудовлетворенности.
Эти восемь мирских забот таковы:
прибыль и убытки;
удовольствие и боль;
хвала и
хула;
слава и позор.
Таковы заботы, пронизывающие повседневную жизнь
большинства людей. Они вездесущи именно потому, что мы по ошибке считаем их эффективными способами до стижения счастья и избегания страданий.
Например, под влиянием забот, связанных с прибылью и утратой, многие
из нас трудятся ради получения доходов – чтобы эти до ходы позволили нам приобрести то,
что можно купить за деньги. Некоторые из этих вещей необходимы, но многие
нет – хоть мы и считаем, что они принесут нам счастье.
Мы также зарабатываем деньги, чтобы избежать связанных с бедностью несчастий и унижений.
Опять-таки первичной мотивацией, лежащей в осно ве большинства наших видов деятельности, оказывается стремление пережить удовольствие и избежать боли. Множество поступков – в том числе те, что могут показаться духовными, – мы совершаем ради незамедлительного удовлетворения или облегчения.
К примеру, если у нас болит голова, мы можем выпить аспирин (или сидеть и медитиро-
вать в надежде, что головная боль пройдет). Эти средства могут привести к временному избавлению от дискомфорта, но этим их эффективность ограничивается.
Следующая пара мирских забот – хвала и хула.
Даже краткие размышления покажут, насколько мощно наше поведение подвержено влиянию желания похвалы и страха перед упреками. Последняя пара – слава и бесчестье – включает
в себя стремление к одобрению, приязни, признанию, уважению и признательности, а также попытки избежать противоположных им неодобрения, отвержения и тому подобного.
Я обращаю ваше внимание на эти восемь мирских забот не для того, чтобы показать, что они по природе своей дурны.
Покупка автомобиля, удовольствие от хорошей еды, похвала за выполненную работу, уважение со стороны других во всех этих вещах нет ничего дурного.
Я указываю на них с тем, чтобы раскрыть их преходящую, по сути, природу и их
неспособность принести устойчивое счастье.
Рассмотрим в качестве примера поездку в отпуск. Для выполнения ритуала «поездки в отпуск» нам в первую очередь нужны деньги, которые позволят его оплатить.
Откладывая деньги, мы начинаем исследовать возможные варианты и можем купить глянцевый путеводитель – по Гавайям, к примеру. Мы рассматриваем фотографии прекрасных людей, которые нежатся на пляже и, судя по всему, прекрасно проводят время.
Чувствуя влечение к этой формуле счастья, мы платим за подобие того опыта, который изображен в рекламе, и очень скоро отправляемся в путешествие.
Наш отпуск длится неделю, и мы действительно полу чаем от него удовольствие – но нам, естественно, приходится вернуться домой, к работе и обязанностям. Отпуску конец.
Мы хотим вновь пережить его приятные моменты и потому рассказываем об отпуске друзьям. Если этот ритуал – в котором мы демонстрируем друзьям фотографии или видео – затянется, аппетит друзей, как мы заметим, приугаснет.
Затем мы осознаём: пора перестать «доить» воспоминания об отпуске. Они постепенно угасают – равно как и чувство расслабления. Отпуск закончился, и мы возвра щаемся к привычному распорядку обычной жизни – до тех пор, пока не придет время планировать следующие
каникулы. Всё это – удачный сценарий. Часто, однако, наши планы идут наперекосяк.
Мы совершаем ритуал некой деятельности, которая должна была принести нам удовольствие, и терпим неудачу. Хотя наши планы были призваны принести нам счастье, в конце концов они привели лишь к расстройству.
В результате мы выясняем, что наши усилия по обретению материальной выгоды, статуса, похвалы и славы тщетны и лишь приумножают страдания. Может проявиться депрессия; если мы в силах отыскать кого-то, кого можно обвинить в отсутствии успехов, то иногда так и поступаем. В конечном итоге всё это приводит к конфликтам и беспорядку в отношениях с теми, кто нас окружает.
Словом, преданность восьми мирским заботам никак не обещает нам какого-либо устойчивого удовлетворения – и гарантирует неизбывные неудовлетворенность и фрустрацию.
Всё яснее замечая это положение дел, мы естественным образом начинаем искать альтернативные варианты. Этот поиск может привести нас к Дхарме.
Речь не только о том, чтобы посвятить себя конкретным духовным упражнениям; всё начинается с основополагающей трансформации нашего мышления, а затем и образа жизни: мы начинаем
избегать неблаготворных видов поведения и дел и беремся за благотворные.
Основа и первичная цель этого преображения – в том, чтобы избегать причинения вреда другим.
Одни мы или с другими людьми, нам нужно избегать причинения вреда либо напрямую – словами или поступками, либо косвенно – мыслями и намерениями. Мы можем ранить других издевательствами, клеветой, сарказмом и обманом – или тем, что упускаем их из виду в силу нечуткости и недомыслия.
Самый тонкий способ причинения вреда другим – косвенный, посредством наших мыслей и суждений и нашего отношения. Когда ум захвачен враждебностью, мы можем злобно атаковать других своими мыслями. Хотя мы, возможно, не наносим никаких видимых ран, подобные мысли влияют на нас на внутреннем уровне и сказываются на нашей способности взаимодействовать с другими. Долгосрочные последствия неизбежно вредоносны.
Таким образом, первая в практике Дхармы тема – ненасильственное отношение к нашей собственной жизни,к другим живым существам и к окружающей нас среде. Такова основа духовной практики, которая может принести благополучие и нам, и другим.
Опираясь на эту основу из ненасилия, мы можем искать способы служения другим – помня, что любой труд будет альтруистичным, если побуждают нас к нему доброта и дружелюбие.
— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org