Четыре благородные истины – это четыре важных факта, которые описывают путь к преодолению наших проблем. Это первое учение Будды, лежащее в основе всех буддийских учений.
Первая благородная истина: истинные страдания
Первая истина гласит, что мы чувствуем неудовлетворённость жизнью. От рождения до смерти мы проживаем множество радостных моментов, но они никогда не длятся долго. И неприятностей тоже хватает:
- Несчастье. Болезни, разочарования, одиночество, тревога и неудовлетворённость хорошо знакомы и понятны всем. Часто они не связаны с тем, что происходит вокруг: можно сидеть в кафе с лучшим другом, есть любимую еду и чувствовать себя крайне несчастным.
- Краткосрочное счастье. Чем бы мы ни наслаждались, это никогда не длится долго и не удовлетворяет нас, довольно скоро превращаясь в несчастье. Даже если мы промёрзли до костей и попадаем в тепло, через некоторое время мы вновь хотим свежего воздуха. Было бы здорово, если бы счастье длилось вечно, но это не так.
- Постоянно повторяющиеся проблемы. Самое ужасное, что наше отношение к этим взлётам и падениям создаёт лишь новые проблемы. Например, у нас возникают трудности в личной жизни, но мы делаем всё только хуже. Мы расстаёмся, но затем, поскольку мы уже развили привычку так поступать, всё то же самое повторяется в отношениях с другим человеком. Они тоже складываются неудачно.
Вторая благородная истина: истинная причина страданий
Наше страдание и краткосрочное счастье не появляются из ниоткуда. Им предшествует широкий спектр причин и условий. Внешние факторы, например наше общество, становятся лишь условиями наших проблем. Но Будда советовал искать подлинную причину страданий в уме. Беспокоящие эмоции – ненависть, зависть, жадность и прочие – заставляют нас думать, говорить и поступать компульсивно (под влиянием навзячивых побуждений), и в итоге мы вредим самим себе.
Будда увидел ещё более глубокую причину, лежащую в основе этих эмоциональных состояний, – то, как мы понимаем реальность. Мы не осознаём или неверно толкуем долгосрочные последствия своего поведения. Кроме того, мы в корне заблуждаемся насчёт того, как существует этот мир, окружающие люди и мы сами. Неспособные увидеть взаимосвязанность всего, мы склонны думать, что вещи существуют сами по себе, вне зависимости от внешних факторов.
Третья благородная истина: истинное прекращение страданий
Будда учил, что нам не нужно мириться с проблемами: если устранить причину, результат не возникнет. Если мы избавимся от заблуждений о реальности, проблемы просто не смогут вернуться. И он говорил не об одной или двух проблемах: он сказал, что мы вообще прекратим создавать какие бы то ни было проблемы.
Четвёртая благородная истина: истинный путь ума
Чтобы избавиться от наивности и неосознавания, нам нужно обратиться к тому, что напрямую им противостоит:
- Разумно планировать, ориентируясь на долгосрочную перспективу, вместо того чтобы бездумно гоняться за сиюминутными удовольствиями.
- Видеть полную картину, а не зацикливаться на одном незначительном аспекте жизни.
- Осознавать последствия своих действий для нашего собственного будущего и для последующих поколений, а не делать то, что удобно сейчас.
Испытывая разочарование, мы иногда чувствуем, что единственный выход из ситуации – объесться фаст-фуда или напиться, и совсем не думаем о долгосрочной перспективе. Если такие действия входят в привычку, возникает серьёзная угроза здоровью. Они не только подвергают опасности нашу жизнь, но и плохо сказываются на жизни нашей семьи. За этим стоит идея, что мы никак не связаны с последствиями своих действий. Поэтому самое сильное противоядие от этой идеи –
- Осознать, что мы тесно взаимосвязаны со всем человечеством и планетой, и понять, что все наши фантазии о том, как мы существуем, не соответствуют действительности.
Если мы сможем приучить себя к этой мысли с помощью регулярной медитации, со временем нам удастся устранить заблуждение, которое стоит за этими пустыми проекциями.
Все мы хотим счастья, но оно удивительным образом умудряется от нас ускользать. Подход Будды к поискам счастья, который он сформулировал в четырёх благородных истинах, подходит всем и актуален в наши дни, через две с половиной тысячи лет после того, как Будда впервые его объяснил.
Чтобы четыре благородные истины помогли нам решать проблемами, необязательно становиться буддистами. Всё никогда не будет идти так, как мы хотим, но это не повод впадать в депрессию и терять надежду. В четырёх благородных истинах есть всё, чтобы мы нашли подлинное счастье и сделали свою жизнь по-настоящему полной смысла.
Вкратце, истинные страдания необходимо понять, их истинные причины необходимо устранить, истинного прекращения страданий необходимо достичь, истинный путь ума необходимо осуществить на практике.