Разум и вера — Б. Алан Уоллес

Учения Будды в целом делятся на два типа. Первый
посвящен вопросам, которые мы можем проверить прямо
сейчас – и, возможно, подтвердить силой собственного
восприятия и логики. Тема страданий и их истоков, а так-
же тема природы сознания и того, как оно продолжается
от жизни к жизни, в значительной степени относятся к
этой категории. Можно предположить, что эти буддий-
ские утверждения могут быть опровергнуты либо эмпи-
рическими экспериментами, либо логикой – и точно так
же с помощью этих средств могут быть подтверждены.
Говоря об этом классе учений, Будда наставлял своих
последователей:

О монахи! Подобно тому как
золотых дел мастер проверяет свое золото,
Плавя, рассекая и растирая его,
Мудрые принимают мои учения после полной проверки,
А не просто в силу преданности [по отношению ко мне].

Проверяя буддийские учения о природе сознания и
свидетельства, подтверждающие теорию перерождений,
мы можем решить: данная теория представляет смысл.
Стоит нам, однако, двинуться к последующим вопросам –
таким как конкретная природа взаимосвязи между нашими
жизнями, что следуют друг за другом, – как мы оказыва-
емся в сфере за пределами своего постижения. Здесь нам
нужно либо опереться на веру, либо прекратить поиск. Это
второй тип учений Будды. Вероятнее всего, именно этот
аспект своих учений Будда и имел в виду, когда говорил:

Сердитые или возбужденные умы
Или умы, лишенные веры,
Неспособны целиком постичь святое учение,
Преподанное совершенным Буддой.

Разделение на веру и разум в нашем, западном, миро-
воззрении принесло обществу огромный вред – частично в
силу того, что это разделение игнорирует жизненно важную
роль веры в философии и науке. Уверенность, убежденность
и энтузиазм при поисках понимания в любых областях зави-
сят от некой веры – независимо от того, какова конкретная
природа нашего поиска. В буддизме жизненно важную роль
играют как вера, так и разум – так утверждает сам Будда:

Мудрые используют веру и разум
Как свою жизненную опору;
Таковы их наилучшие богатства.
Остальные виды богатства – дело обычное.

Практикующие выяснили: пристальная проверка мно-
гих учений Будды, при которой мы опираемся на опыт и
разум, порождает всё более глубокую веру в подлинность
пробуждения Будды. Кроме того, искренняя вера – кото-
рую не следует путать с догматичными верованиями – уси-
ливает и укрепляет понимание и мудрость. Это усиление
выражается в глубокой уверенности относительно Будды
и Дхармы и позволяет нам быть восприимчивыми по отно-
шению к свежим идеям и точкам зрения. Мы рассматрива-
ем Дхарму с чувством смирения, которое нас не унижает;
напротив, оно подкрепляет и возвеличивает нашу собствен-
ную интуитивную мудрость. Подобная вера – незаменимая
плодородная почва для духовного роста и пробуждения.

 

— — — — — — —

Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.

http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/

www.contemplative.ru | www.alanwallace.org