Термин карма означает действие и, в частности, ка-
сается намерений. Намерение – это умственный фактор,
который направляет наше осознавание к конкретному
объекту или виду деятельности. Буддизм отдельно описы-
вает само намерение и то действие, которое мы собираем-
ся совершить: первое – это акт умственной деятельности;
второе – в первую очередь намеренное физическое и
вербальное поведение. Каждый раз, когда мы совершаем
намеренные действия тела, речи и ума (либо благотвор-
ные, либо неблаготворные), в потоке нашего ума остаются
отпечатки. Эти отпечатки подобны семенам и потенциа-
лам и также называются кармой. В конкретных ситуациях
эти семена выступают в качестве ввергающей кармы. Эта
карма отпечатывается в тонком потоке ума, который
продолжается после смерти; когда ее стимулирует соот-
ветствующий катализатор, она ввергает нас в очередное
перерождение. Полностью созревшим плодом этой кармы
называется тот вид жизненной формы, который мы обре-
таем – человека или иного существа.
Кармические следствия, соответствующие причинам, де-
лятся на два вида: относящиеся к поведению и относящиеся
к среде. Следствиями на уровне поведения называются повто-
ряющиеся схемы, созданные в одной жизни и переходящие
в следующую; к их числу относятся привычные отклики на
жизненные обстоятельства – к примеру, привязанность,
враждебность, равностность или тревога. Аналогичным
образом, если мы разовьем большую способность проявлять
щедрость, заниматься музыкой, математикой или медитаци-
ей, эти поведенческие причины породят схожие склонности
в будущих жизнях; они могут усиливаться от жизни к жизни,
развиваясь всё больше и больше. Этот аспект кармы отвечает
за врожденную щедрость некоторых детей; за вундеркиндов
в таких областях, как музыка и математика и за необычайные
способности некоторых тибетских тулку, или духовных
мастеров-перерожденцев. Он также отвечает за неблаго-
творные качества и виды поведения, которые отдельные дети
демонстрируют с младенческого возраста.
Следствия кармы, относящиеся к среде, соответствуют
принципу: мир возвращает нам то, что мы в него посылаем. К
примеру, если мы прожили полную щедрости жизнь, то в будущих
жизнях будем объектами щедрости других: нам будет
легко получить пищу, одежду и тому подобное. В то же время
кармическими следствиями убийства будет перерождение во
враждебной среде, переживание серьезных болезней и, возможно,
насильственная смерть. Что посеешь, то и пожнешь.
Когда человек умирает, а карма ввергает его в новое
рождение, в новом теле оказывается не «та же» человеческая
личность. Об этом важно помнить – особенно когда
мы думаем о ситуациях, в которых кто-то перерождается не
в человеческой форме. Наше текущее чувство «я» мощно
отождествляет себя с нашим человеческим телом и человеческим
складом ума, который функционирует, опираясь на
мозг. Тем не менее в процессе смерти человеческие способности к
чувственному восприятию, концептуальному мышлению и
переживанию эмоций отключаются – тело постепенно теряет
способность служить для них опорой. Таким
образом, объясняет буддизм, уходящий после смерти тонкий
поток ума – это не человеческое сознание; «я», которое
было обозначено ярлыком на основе наших текущих тела и
ума, исчезает. Поток осознавания теперь может соединиться
с другим человеческим организмом или с нечеловеческой
формой жизни.
Рассмотрим царства переживаний, в которых может произойти
перерождение. Говоря в целом, созерцатели, жившие
до Будды, обнаружили три измерения бытия. С первым из
них мы знакомы лучше всего; оно называется чувственным
царством, или царством желаний. Обитающие здесь живые
существа в целом переживают мощное желание, направленное на
объекты органов чувств. Человеческое существование относится
именно к этому измерению опыта.
Более тонкое измерение называется царством тонкой
материи, или царством форм. В этом измерении присутствуют
сенсорные переживания, но грубого вида материи нет –
как нет и чувственного желания. Существа, обитающие
на этом уровне, называются дэвами, что можно приблизительно
перевести как «боги». Люди могут пережить это
измерение опыта, совершенствуя свое осознавание с помощью
развития высоких степеней умственных устойчивости
и ясности. Именно этого рода созерцательной дисциплиной самадхи,
или сосредоточения, Гаутама и занимался
поначалу – в начале своего духовного поиска. Если мы
как люди достигаем состояний умственной устойчивости,
92 | Тибетский буддизм с самых основ
относящихся к тонкому материальному царству, после
смерти мы сможем переродиться дэвой в этом царстве.
Карма для перерождения на этом уровне обретается
только посредством достижения подобных медитативных состояний.
Достигнув еще более глубоких состояний самадхи, мы
можем получить доступ к еще более возвышенному измерению,
которое называется нематериальным царством,
или царством без форм. Таков единственный способ переродиться
на этом уровне, став дэвой без форм.
Во времена Будды многие индийские созерцатели
считали эти состояния самадхи окончательным освобождением
из циклического бытия. Будда, однако, увидел,
что существа без форм, пребывающие в нематериальном
царстве, смертны – хотя срок их жизни и может составлять
неисчислимые космические эоны. Несмотря на то,
что этих существ не тревожит разрушение материального космоса,
ввергнувшая их в подобное существование
карма в конечном итоге истощается, и им приходится
вернуться в чувственное царство. Хотя умственные искажения в
тонком материальном и нематериальном царствах подавлены, они
не искоренены; когда описываемые существа возвращаются в
чувственное царство, эти искажения проявляются так же энергично,
как и прежде.
Важно осознать, что чувственное, тонкое материальное и
нематериальное измерения – это царства переживаний. Они
пересекаются; с точки зрения пространства они друг от друга не
отделены. Таким образом, когда созерцатель сидит на подушке для
медитации, его ум поначалу переживает чувственное царство. Позже,
после погружения в глубокие состояния самадхи, ум практикующего
(остающегося на том же месте) может войти
и в два других царства. Аналогичным образом можно
сказать, что населяющие более тонкие царства дэвы существуют среди
нас, людей, – но на другой «частоте» бытия.
С точки зрения буддийских учений шесть видов живых существ
населяют три царства бытия – и мы можем
родиться на любом из этих уровней. Я уже упомянул дэв;
некоторые из них обитают в чувственном царстве. Здесь
они проявляются в телах из света и наделены божественной
красотой и сверхчеловеческими дарами: ясновидением и
другими видами экстрасенсорного восприятия. По ходу
своей жизни они наслаждаются необычайными чувственными
удовольствиями, но в конечном итоге угасают и вынуждены с
огромным смятением оставить все эти радости
позади. Некоторые дэвы благожелательно настроены по
отношению к людям; к ним можно обращаться за помощью.
Такая практика была распространена в Тибете, где с
конкретными дэвами совещались при помощи медиумов
или оракулов. Даже сейчас тибетское правительство в
изгнании в Северной Индии обсуждает вопросы государственной
важности со своим оракулом, Нечунгом.
Другой класс сверхчеловеческих существ, иногда объединяемых
в одну категорию с дэвами, называется асурами.
Они также обладают необычайными способностями, хотя и
не равны дэвам; в силу своего более скромного статуса они
испытывают зависть. Асуры – воинственные существа; их
жизнь посвящена тому, чтобы воевать с дэвами, хотя они
неизменно терпят поражение.
Говорится, что третий класс живых существ – люди – обладает
самым обширным среди всех существ во вселенной
спектром переживаний. Мы как люди можем переживать
нестерпимую агонию или невыразимое блаженство; можем
быть умственно отсталыми или гениальными; спектр нашего
поведения простирается от дьявольского до праведного.
В медитации мы можем обрести доступ ко всем трем царствам
бытия. Что самое важное, человеческое бытие предлагает
возможность достичь нирваны и совершенного
духовного пробуждения будды. В силу этой возможности
человеческое существование считается лучшим для духовного
роста видом бытия.
К существованию в форме дэвы, асуры или человека
приводит только благотворная ввергающая карма; три
остальных класса бытия порождены неблаготворной.
Первый из них – перерождение в форме животного.
Неблаготворное поведение, которое приводит к перерождению
животным, обычно осуществляется под властью
неведения и непонимания. Если человек ведет животную
жизнь, человеческая физиологическая основа его ума в момент
смерти останется позади – а поток ума объединится с
телом только что зачатого животного.
Если ввергающая карма в первую очередь создается под
влиянием вожделения и желания, существо может переродиться
претом. Преты – это разнообразный класс духов;
некоторые из них зловредны, некоторые нет, но все они
охвачены неутолимым желанием. Хотя преты и обитают
среди людей, их восприятие реальности отличается от нашего.
Буддийские писания приводят следующий пример:
если дэва, человек и прета смотрят на один и тот же сосуд
с жидкостью, дэва воспринимает жидкость как небесный
эликсир, человек видит воду, а прета – гной или иную нечистую
субстанцию. Преты часто влияют на дела людей,
иногда – посредством одержимости. Хотя они обычно способны
воспринимать людей, мы их видим только в редких случаях.
Самое несчастное из трех неудачных царств бытия –
царство нараков. Ввергающая карма, что ведет к перерождению
наракой, часто создается под властью ненависти.
Существа в этом царстве страдают от нестерпимых мук.
Описания различных царств нараков в словах Будды часто
ярко и пугающе напоминают описания адов у Данте. В силу
явного сходства с некоторыми христианскими представлениями
об аде жителям Запада особенно важно обратить
внимание на существенные различия между буддийскими
и христианскими воззрениями. С точки зрения буддизма
существование в форме нараки – нечто временное: оно
завершится, как только будет исчерпана ввергающая карма.
Более того, конкретных царств нараков, переживаемых
существами, нет до того, как существо в них появляется:
царство возникает одновременно с «рождением» в нем и
исчезает, как только оказывается исчерпанной карма конкретного
обитателя (что также касается и существования в
форме дэвы). Наконец, болезненные переживания нараков –
не некое наказание c чьей-то стороны; их страдания –
просто естественное следствие их собственных прошлых
действий.
Мы как люди способны совершать действия, которые
приведут к любому из шести царств бытия. Сила созданной
ввергающей кармы определяется нашими желаниями. Если
мы хотим переродиться в любом из трех удачных царств
бытия, нам нужно посвятить себя благотворному поведению.
Если мы хотим, чтобы наша благотворная карма привела к
человеческому перерождению, так, вероятнее всего,
и случится. Если нас привлекает перерождение дэвой или
асурой, мы можем направить свою благотворную энергию
в соответствующее русло. Тем не менее, если в нашей жизни
в значительной степени преобладает неблаготворное
поведение, наиболее вероятным следствием будет перерождение
в одном из трех неудачных царств. Конкретное
царство, в котором мы переродимся, будет зависеть от природы
и интенсивности наших неблаготворных поступков.
— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org