Вступление на путь — Б. Алан Уоллес

Разъяснив истины страдания, его происхождения и
прекращения, Будда преподал учения по пути к освобо-
ждению и духовному пробуждению. Прежде чем про-
должать рассмотрение этой темы, следует задать вопрос:
зачем делать целью духовной практики прекращение
страданий? Теистические религии делают упор на един-
стве с Богом, а традиции более философские озабочены
познанием высшей истины. Стремление к свободе от стра-
даний может показаться выражением трусости, лишенным
какого-либо благородства. Свободы от боли желают все,
включая жаб и рыбок гуппи. Разве не следует устремлять-
ся к чему-то более возвышенному?

По сути, желание единства с Богом, постижения Выс-
шей Истины и освобождения от страданий посредством
полного очищения ума – разные выражения одного и того
же устремления. Они (в зависимости от того, насколько
велико наше понимание) могут различаться с точки зрения
глубины, но их многое объединяет. Не будем утверждать,
что желание свободы от страданий – всенепременно самая
лучшая мотивация, но отметим: у нее есть определенные
практические преимущества.

Для начала желание свободы от боли – это действи-
тельно нечто, что объединяет нас со всеми живыми суще-
ствами. Признание этой мотивации как основы нашего
духовного поиска подтверждает наше родство с живыми
существами. Мы не восхваляем себя как «духовных лю-
дей», вознесенных над толпой. Такое чувство родства –
подспорье в практике Дхармы.

В благородном устремлении к божественному един-
ству или непосредственному переживанию Истины, без-
условно, нет ничего дурного. Тем не менее существует
опасность восприятия этих вещей как чего-то отдельного
от будничных событий, которые заполняют нашу жизнь, –
чего-то, не имеющего к ним отношения. Что общего меж-
ду подобными возвышенными исканиями и нашей трево-
гой по поводу предъявленного нам судебного иска, наши-
ми конфликтами с супругами или детьми и бесчисленным
множеством других проблем и видов раздражения?

Жизненно важно понять: хотя практика Дхармы и
ведет к переживаниям, которые можно назвать духовным
единением или переживанием высшей реальности, она
также предлагает практические средства, позволяющие
здраво откликаться на все события повседневной жизни.
Развитие способности принимать невзгоды без смятения
или враждебности – это шаг в сторону окончательного
освобождения.

Дхарма Будды, если практиковать ее с самых основ,
быстро приносит в нашу личную жизнь ощутимые преи-
мущества. Мы, возможно, не сможем быстро пробиться к
окончательной истине – но заметим, что наше поведение
постепенно снижает количество конфликтов внутри нас
самих и с людьми вокруг. Гнев возникает реже и не так
мощно; по мере ослабления привязанности снижается
также объем наших тревоги и стресса. Одно из послед-
ствий подобных изменений состоит в том, что мы пере-
живаем усиление чувства равностности и внутреннего
благополучия.

Будда даровал учения, чтобы помочь нам произвести в
своей жизни подобные изменения. Его роль – не в том, что-
бы судить нас или наказывать нас за наши слабости; напро-
тив, его зовут «великим врачевателем». Задача Будды – у
чить живых существ тому, как исцелиться от умственных
омрачений и вытекающих из них видов неблаготворного
поведения, продлевающих наши боль и несчастье.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org