Нравственная дисциплина и духовный рост — Б. Алан Уоллес

Буддийский путь к духовному пробуждению включает
множество практик, призванных привести к глубокому
преображению сознания, – от методов стабилизации ума до
способов развития прозрения и сострадания. Многие духов-
ные искатели самостоятельно выяснили: если не выстроить
фундамент из нравственной дисциплины, эти практики
просто не будут эффективны. Без подобной нравственной
основы мощные техники медитации легко могут пробудить
оставшиеся в уме сильные неблаготворные склонности.
В этом случае мы можем внезапно заболеть или пережить
мощную психологическую травму. Иногда эти омрачающие
состояния прекращаются, как только мы оставляем пробу-
дившую их практику; но они могут настолько повредить
нашу нервную систему, что вредные симптомы будут сохра-
няться годами.

Существуют и менее радикальные признаки того, что
уровень нашей нравственной дисциплины не предостав-
ляет достаточную основу для духовного роста. К примеру,
благодаря медитации и молитвенным практикам мы можем
переживать мгновения радикальных изменений в состоянии
сознания. Может внезапно исчезнуть наше чувство двой-
ственности субъекта и объекта; мы можем пережить спон-
танный всплеск любви ко всем существам или удивитель-
ный поток силы, струящийся из, кажется, непостижимого
источника. Тем не менее если нравственное качество нашей
жизни не предоставляет гармоничного контекста для этих
возвышенных переживаний, они попросту исчезнут – слов-
но семя, что проросло в неплодородной почве.

Подлинная мотивация для занятий духовной практи-
кой в первую очередь сосредоточена не на видимых видах
пользы, которые мы получим в этой же жизни. Нас больше
интересуют долгосрочные последствия в будущих рожде-
ниях – последствия, которые охватывают весь наш путь к
пробуждению, занимающий множество жизней. Именно в
этом контексте значимость нравственной дисциплины ста-
новится особенно сильной. Без подобной основы – незави-
симо от того, насколько глубокими считаются наша духовная
практика или эзотерические техники, – шансов добиться бу-
дущих перерождений, которые благоприятствуют духовной
практике, немного.

С точки зрения буддийских учений если мы из-за нехват-
ки нравственной дисциплины перерождаемся в неблагопри-
ятных царствах бытия, наша практика Дхармы неизбежно
остановится. После этого на возвращение удачных условий,
позволяющих продолжать практику, может уйти множество
перерождений.

Выстраивая фундамент нравственной дисциплины с по-
мощью взращивания добродетельного поведения, мы дости-
гаем внутренней гармонии в собственных мыслях, эмоциях и
в поведении. Мы переживаем освежающую безмятежность,
которая спокойна и полна жизненных сил, и это качество
преображает наши взаимоотношения с другими. Межлич-
ностные ссоры и конфликты утихают. Спонтанно возникает
дух дружелюбного сотрудничества.

Как мы уже упоминали, буддийская этика поначалу де-
лает упор на самообуздании, а не на совершении добрых
дел. На базовом уровне нам нужно осознать, как именно
наше умственное, вербальное и физическое поведение
порождает дисгармонию в нашей собственной жизни и в
нашем взаимодействии с другими. Мы можем посвятить
хитроумным упражнениям, формам терапии и другим
техникам, позволяющим справляться со стрессом и тре-
вожностью, значительный объем сил – но пока мы упор-
ствуем в неблаготворном поведении, которое на самом
деле и порождает эти проблемы, подлинного исцеления не
произойдет.

Семена добродетели уже присутствуют в нашем уме.
Нравственное самообуздание готовит почву, устраняя
камни и сорняки недобродетельного поведения, которые
не дают этим семенам прорасти. Оно предоставляет семе-
нам пространство для развития. Духовный рост – это не
волевой акт и не прямое порождение терапии или духов-
ных техник: это процесс раскрытия уже живущего в нас
совершенства. Мы освобождаем его с помощью духовной
практики, а ее основа – это нравственность.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org