Выстроить в собственной жизни прочную основу для
духовной практики можно посредством воздержания от
действий, которые буддисты называют десятью неблаго-
творными деяниями. Эти поступки были выделены самим
Буддой: он понимал, что они особо сильно вредят нам в
этой жизни и в жизнях грядущих. Описывая нравственные
принципы, Будда не играет роль законодателя или судьи:
он действует как врач. Подобно врачу, который советует
пациенту избегать определенных усугубляющих болезнь
видов поведения, Будда дал своим последователям советы
по нравственному самоограничению.
Классические тибетские медицинские трактаты – ко-
торые, по мнению тибетцев, корнями восходят к учениям
Будды – основаны на нравственности. Они начинаются с
рекомендаций относительно определенных видов поведе-
ния, диет и тому подобного, предназначенных для людей
с конкретными недугами. Затем, давая предписания в со-
ответствии с разными видами метаболизма, эти трактаты
предоставляют более общие рекомендации о том, как избе-
жать возникновения болезней. Наконец, они дают базовые
советы о поведении, которое приведет к доброму здравию
в этой жизни и в жизнях будущих. Это поведение состоит
в воздержании от десяти описанных Буддой недоброде-
тельных действий.
С точки зрения тибетской медицины все физические
расстройства на основополагающем уровне проистекают
из неведения, привязанности и ненависти. Если мы стре-
мимся к устойчивому состоянию здоровья, нам необходи-
мо преодолеть эти базовые омрачения.
В начале семидесятых годов XX века мне выпала честь
целый год провести в доме Йеше Дондена – тибетского
доктора, который в тот период был личным врачом Его
Святейшества Далай-ламы. Как-то раз я спросил его: «Ка-
кова связь между тибетской медициной и Дхармой?» Он
взглянул на меня с насмешливым удивлением и твердо от-
ветил: «Эта медицина и есть Дхарма!»
Давайте рассмотрим тему воздержания от десяти не-
добродетельных деяний, образующую основу буддийской
этики. Первые три деяния – это действия тела, последую-
щие четыре – действия речи, а последние три – ума.
Первое из десяти недобродетельных действий – отня-
тие жизни у чувствующего существа. К числу подобных
существ не относятся растения. Хотя в буддизме призна-
ется, что растения – это нечто живое, они не считаются
чувствующими, наделенными сознанием существами.
Таким образом, сбор урожая пшеницы, к примеру, к убий-
ству не относится.
Чтобы накопить карму убийства – так, чтобы отпечат-
ки, оставленные этим деянием в нашем потоке ума, обла-
дали полной мощью, – при совершении действия должны
присутствовать четыре фактора.
Первый из них называется необходимым условием; в дан-
ном случае это другое живое существо, которое мы убиваем.
Второй фактор – намерение, включающее распознавание;
убийца распознает тот факт, что объект убийства – живое
существо. Намерение также должно пребывать под властью
умственного искажения, будь то неведение, привязанность
или гнев. Должна присутствовать и сама решимость убить.
Третий пункт – совершение деяния, то есть процедура,
которой мы следуем. Эта последовательность действий
может совершаться напрямую – к примеру, когда мы приби-
ваем комара или стреляем в оленя, – или косвенно, когда мы
приказываем убить кому-то другому. Так, офицер, который
командует солдатами в бою, несет – вместе со своими вой-
сками – кармическую ответственность за все совершенные
под его началом убийства, хотя сам не совершает ни одного
выстрела.
Четвертый фактор – завершение действия: наша жертва
умирает прежде нас самих.
Второе из десяти недобродетельных деяний – это
воровство, или, если переводить исходный термин бук-
вально, присвоение неданного. Необходимое условие –
это нечто, что принадлежит кому-то другому. Мы рас-
познаем эту принадлежность и предпринимаем шаги,
чтобы заполучить объект. Просто отнять имущество
другого человека грабежом – метод очень явный, но
можно воспользоваться и гораздо более хитроумными
средствами: жульничеством и мошенничеством. Завер-
шение действия происходит, когда мы думаем: «Теперь
объект мой».
При наличии всех четырех факторов, связанных с
воровством, в потоке ума остаются кармические отпе-
чатки, которые точно принесут личные несчастья в этой
и будущих жизнях – если не предпринять шаги, позво-
ляющие нейтрализовать их мощь.
Третий вид деяний – неблагое сексуальное пове-
дение. К этой категории относится целый спектр дей-
ствий, связанных с сексуальностью, но на их подробное
обсуждение времени у нас нет. Главная форма неблагого
сексуального поведения – вступление в интимную связь
с чужим партнером; другая – сексуальные отношения с
детьми или молодыми людьми, которые всё еще нахо-
дятся под опекой своих родителей. Необходимое усло-
вие, намерение, совершение и завершение можно понять
по аналогии с предыдущими примерами: убийством и
воровством.
Первое из четырех неблаготворных действий речи –
это ложь. Ложь может быть озвучена вслух, но мы так-
же можем намерено ввести кого-то в заблуждение кив-
ком или жестом. Солгать можно даже молчанием.
Второе из действий речи – злословие – определя-
ется мотивацией. Представьте двух людей (или две или
более группы), между которыми царят гармоничные
взаимоотношения. Если мы говорим что-то с намере-
нием посеять между ними вражду или недоверие, это
злословие. Другой вариант: между сторонами уже есть
разногласия, и мы что-то говорим, чтобы помешать их
примирению. Это также злословие. Подобная речь мо-
жет быть правдивой или лживой, но всё равно будет
злословием.
Третье из этих действий речи – оскорбительные сло-
ва; как и в случае со злословием, оскорбительными они
становятся в силу нашей мотивации. Если мы говорим
что-то с намерением причинить боль, это оскорбление.
Как мы знаем, слова могут навредить другому челове-
ку сильнее, чем физические увечья. Оскорбления могут
быть направлены на человека, с которым мы говорим,
или на кого-то иного. В любом случае стоит нам про-
изнести слова с желанием задеть, как мы накапливаем
карму оскорблений.
После этого краткого знакомства со злословием и
оскорблениями давайте окинем взглядом наше собственное
поведение на уровне речи. Мы можем заметить, что иногда
говорим о недостатках других: утверждаем, что такой-то че-
ловек полон заносчивости, агрессии или эгоизма. Стоит нам
заговорить о недостатках другого человека с неблаготвор-
ной мотивацией, как наша речь гарантированно оказывается
неблаготворной. Она неизбежно будет оскорбительной или
порочащей; а если мы что-то преувеличиваем, то также нака-
пливаем и карму лжи.
Можно задаться вопросом: «Когда же уместно гово-
рить о недостатках других людей?» Ответ таков: «Почти
никогда». Если иногда нам кажется нужным заговорить о
чьих-то недостатках, есть замечательный совет: сначала нуж-
но взглянуть в свое сердце и понять, не побуждает ли нас к
этому какое-либо умственное искажение. Если мы выясняем,
что наше намерение полностью благотворно, что мы хотим
высказаться в силу искреннего желания принести другому
человеку пользу, тогда можно и заговорить – опираясь на
всю полноту своих мудрости и доброты.
Многие замечают, что этот простой акт дисципли-
ны приносит уму большее умиротворение. Попробуйте
вспомнить человека, который говорит о недостатках других
крайне редко – или вообще никогда. С таким человеком мы
чувствуем себя очень легко: если он никогда не говорит о
недостатках других, то, мы можем быть уверены, и нас не
оскорбляет за нашей же спиной. Подобная простая форма
самообуздания порождает гармонию в уме человека, кото-
рый ее практикует, да и другим позволяет передохнуть.
Четвертое из неблаготворных действий речи – пустая
болтовня. Речь оказывается в этой категории, когда она вы-
звана умственным искажением. Таким образом, если мы за-
няты дружелюбной, непринужденной беседой, нет необхо-
димости бояться, что мы совершаем что-то неблаготворное;
но если наша речь захвачена любым из умственных искаже-
ний, включая привязанность, она неизбежно будет формой
пустой болтовни – даже если и не относится к трем другим
видам неблагой речи. Более того, в отличие от остальных
трех форм карму пустой болтовни можно накопить, даже
если никто наших слов не слышит. Учителя тибетского буд-
дизма часто отмечают: пустая болтовня – самое безобидное
из десяти неблаготворных деяний, и в то же время именно с
ней легче всего растратить жизнь впустую.
Первое из трех неблаготворных умственных действий –
алчность: мы сосредотачиваемся на том, что принадлежит
другим, и желаем, чтобы объект стал нашим. Данное действие
совершается исключительно умом. Оно становится полным,
когда мы думаем: «Пусть этот объект станет моим!»
Вторая из трех недобродетелей ума – злонамеренность.
Мы совершаем это неблаготворное деяние каждый раз, ког-
да желаем другому живому существу зла. Злонамеренность
может быть целенаправленной, когда мы намереваемся нав-
редить другому человеку, или более общей: мы надеемся, что
кому-то придется несладко.
Что предпринять, когда наш ум наполняют подобные
мысли? Мы, может, и желаем вести здоровый и нравственный
образ жизни, но иногда наш ум выходит из-под контроля и
поддается умственным искажениям. В нас уже присутству-
ют скрытые склонности к алчности и злобе: когда внешние
события или воспоминания их стимулируют, проявляются
такие эмоции, как гнев, обида и страстное желание. Мы
не выбираем эти переживания – они просто возникают на
основе внутренних и внешних условий. Тем не менее ког-
да эти состояния проявляются, перед нами встает выбор:
отождествлять ли себя с этими неблаготворными мыслями и
эмоциями, напитывать ли их.
Практика дарит нам способность наблюдать за возник-
новением неблаготворных мыслей и не поддаваться им.
Следует четко понимать: вытеснение происходит в тех слу-
чаях, когда мы отказываемся признавать неблаготворные ум-
ственные склонности. В буддийской практике оно не играет
никакой роли; вместо того нас призывают четко признать
присутствие любых возникающих умственных искажений;
осознать, что они не являются неотъемлемо «мной» или
«моими», и, наконец, избегать усилий, которые бы про-
длили или усилили эти искажения. На эту тему индийский
мудрец Шантидева пишет:
Каждый раз, когда желаю двинуться
Или заговорить,
Сперва я проверю свой ум
И буду твердо действовать в надлежащем ключе.
Каждый раз, когда мой ум поддается привязанности
Или гневу,
Я не стану действовать и не стану говорить.
Буду неподвижен, как кусок древесины.
Последнее из десяти неблаготворных действий называет-
ся ошибочными воззрениями. Придерживаться ошибочных
воззрений – значит отрицать существование чего-то, что на
самом деле существует. К примеру, мы отрицаем продолже-
ние существования сознания после смерти; отрицаем тот
факт, что значимость действий выходит за рамки их послед-
ствий в одной только этой жизни; отрицаем возможность
свободы от умственных искажений и их плодов. Все эти
представления с буддийской точки зрения – ошибочные воз-
зрения. Придерживаясь их, мы навлечем на себя страдания.
— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org