Алмазная колесница тантры — Б. Алан Уоллес

Мы увязли в своей идентичности

Первые главы этой книги были сосредоточены на ин-
дивидуальном пути, который основан на базовых учениях
Будды. Упор на этом уровне делается на наших умственных
искажениях и неблаготворном поведении – на том, что они
коренятся в неведении, и том, каким образом это неведение
порождает страдания и несчастья. С точки зрения практики
упор делается на противодействии этим невежественным
склонностям.

Переходя к махаяне, мы начали делать больший упор на
развитии благотворных качеств как одном из способов со-
настроить себя с собственной природой будды. Среди этих
качеств – любящая доброта, устойчивость ума, бодхичитта
и развитие мудрости. Всё вышеперечисленное относится к
так называемой причинной колеснице. Этот термин связан с
представлениями о том, что все эти практики – это причины
для достижения просветления.

Причинный путь предполагает, что в нас живет обыден-
ное чувство «я». Тем не менее по ходу работы с чувством
собственной самости, наличие которого и предполагается
на причинном пути, мы в определенный момент можем заме-
тить: оно мешает нашей духовной практике.

Проблема вот в чем: рассматривая духовную работу
с точки зрения этого обыденного чувства «я», мы можем
продолжать отождествлять себя с неблаготворными чер-
тами, которые в себе замечаем. Если мы кажемся себе не
очень хорошими, не очень любящими, не очень терпеливы-
ми людьми, наше самоотождествление с этими качествами
может сорвать весь процесс самораскрытия. Признать при-
сутствие наших неблаготворных склонностей – сущност-
ный компонент процесса самопознания; но зацикленность
на тех же самых склонностях и построение чувства личной
самости на этой основе могут нас эмоционально и духовно
травмировать.

Этот пункт может быть особенно важным в первые
годы практики. Мы можем начать с относительно хороше-
го представления о себе, считая, что мы люди приятные и
нравящиеся другим; по сути, «в самый раз». Затем, начав
медитировать и лучше осознавать, как в действительности
работает наш ум: что именно побуждает нас заниматься
делами по ходу дня и как именно мы воспринимаем других
людей – мы начинаем лучше осознавать хаос, который на
самом деле царит в нашем уме. Мы пытаемся посвятить
медитации выходные и замечаем, что наш ум практически
не поддается контролю. Что еще хуже, когда он все-таки
замедляется, мы замечаем, что он погружен в мысли о пу-
стяках или неблаготворные фантазии.

Если мы будем отождествлять себя с этим обусловлен-
ным умом – с тем, как он себя проявляет, – может развить-
ся чувство того, что мы люди весьма гадкие. Это может
стать большим препятствием на пути к просветлению.

Чем больше прозрений мы обретаем и чем больше ви-
дим, насколько неподатливы многие из описанных качеств,
тем больше чувствуем, что увязли в их сетях, что мы ими
спутаны. Чувство того, что мы пребываем в ловушке своих
мрачных качеств, не ограничивается нами лично; мы также
начинаем замечать, что в аналогичном положении находят-
ся и наши супруги, и наши коллеги, и все, с кем мы встре-
чаемся. Весь мир может представать перед нами в мрачных
тонах – и будет казаться, что виной тому духовная практи-
ка, которой мы занимаемся.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org