Бхава.

Следующий момент — это понятие бхавы. Бхава с санскрита, один из переводов —
это внутреннее умственное, эмоциональное отношение к чему угодно, в частности
к выполнению йоги. Если вы выполняете Хатха йогу в состоянии бхавы, с
внутренним правильным настроем, это йога. Если этого состояния нет, это в
лучшем случае растяжка, но не йога.

Под состоянием бхавы подразумевается радость либо от выполнения
позы, когда вы делаете и хочется делать, либо радость от преодоления
себя, когда вы понимаете, кто хозяин в этом теле и заставляете его
подчиняться.
 И если не будет бхавы, вы можете сколь угодно быть гибким, это
будет не йога.

Все школы йоги, куда бы вы только ни попали, в них будет либо доминирующий
метод энергии, когда позу надо будет выполнять долго, с чувством, с толком, с
расстановкой, либо метод сознания, где позы делают быстро и с максимальным
усилием. Так получается сейчас на западе, что они никак не могут понять, что это
две стороны одного и того же метода, то есть где-то надо себя заставить, где-то
надо себе позволить. В идеале йоги мы должны научиться сочетать два этих метода,
и только лишь на границах, на срезах двух этих методов рождается то, что
называется Хатха йога. Сейчас я приведу кусочек из трактата.

*«…Ученик спросил свою учительницу. Адья спросил: «Как следует овладевать
ранее не известными позами и как практиковать уже известные позы?»

Подруга ответила: «Мудрые говорят, что лучше всего начать изучать позы
методом энергии. Как заботливая мать вскармливает новорожденного ребенка,
так и метод энергии позволяет утвердиться в упражнениях начинающему йогу.
Пусть это будет хоть одно упражнение в день, затем же, подобно тому, как
ребенок вскормлен грудью матери, начинает видеть и играть с папой, подобно
этому начинающему йогу нужно также выучить упражнения йоги отцовским
методом, методом сознания».*

У каждого из этих методов по отдельности есть недостатки. Можно выполнять
йогу только лишь методом энергии, приятно – делаю, неприятно – не делаю.
Можно выполнять йогу только лишь методом сознания – постоянно заставлять
себя. Если вы будете только лишь выжимать наслаждение из своего тела, то очень
легко поддаться инертности. Другая же крайность, когда человек себя постоянно
заставляет, это рано или поздно блокирует ощущения, и там, где надо
остановиться и прислушаться, потому что организм во время занятия йогой
постоянно трансформируется, токсины выводит, каналы чистятся, надо
расслабиться, чтобы грязь из нас вышла, а мы себя держим и начинаем
блокировать этот процесс. Человеку трудно отказаться от амбиций, но мы не
преуспеем в йоге, если не изменим свои взгляды на жизнь. Где-то действительно
надо напролом идти, а где-то надо обходить, а иначе мы упремся
как баран в новые ворота.

Итак, только лишь на стыке, на объединении двух этих методов рождается йога.
Самое главное — ваше внутреннее состояние во время выполнения йоги, потому
что, несмотря на то, что каждая асана воздействует на физическое тело, косвенно
она воздействует на наши тонкие структуры, в первую очередь на чувства и разум.
Разум начинает быть более отточенным, более сильным, человек становится
более волевым, более целеустремленным, интеллектуальная мощь его возрастает,
чувства начинают обостряться. Воздействуя на грубое тело, мы получаем эффект,
как на грубом (физическом) теле, но еще мы получаем огромное количество
эффектов в нашем внутреннем мире восприятия, мировоззрения, разума и т.д.
Есть позы, которые явно можно делать методом энергии и методом сознания,
а есть такие, где очень тяжело сказать, что там надо напрягать (например,
випарита карани, ширшасана), поэтому метод энергии в метод сознания иногда
переходят не потому, насколько вы напрягаетесь, а как долго вы делаете.

Не существует понятия неправильного выполнения позы.

В йоге не существует понятия неправильного выполнения позы, если вы не
делаете одну позу, вы автоматически делаете другую. И самое главное — это
даже не то, какую позу вы делаете, самое главное — это какие процессы внутри вас
происходят, есть ли гармония.

Каждая поза производит колоссальный эффект, но как она влияет, это знание в
йоге потеряно, но когда мы занимаемся гармонично, то наши внутренние
структуры перестанут нас бояться, начнут нам доверять и откроют множество
возможностей, иногда даже способностей.

Что касается заболеваний? Йога рассчитана на практически здоровых людей,
и, если у вас есть какое-нибудь заболевания, то обратитесь сначала к врачу, либо
занимайтесь на свой страх и риск. Что же касается возраста, то ограничений нет,
потому что возраст — это понятие не объективное, а субъективное, иногда и в
двадцать лет можно быть в очень плачевном состоянии, а иногда и в семьдесят
быть здоровым. Другой момент, что если мы начинаем заниматься йогой, то
до известной степени идут процессы омоложения. Если почитать древние
тексты, то йогины творили чудеса, они останавливали процессы старения,
более того даже направляли их вспять, тело молодело.

Хатха йога — это один из краеугольных камней этой науки по
омолаживанию.
 Можно ли достичь с этой точки зрения бессмертия? Если
смотреть с теоретических позиций, то можно, но конкретная реализация — это
уже другой разговор. Во всяком случае, как утверждается в йоге, продлить свои
годы жизни, тем более годы жизни во вменяемом состоянии, можно, ведь наша
же задача не просто жить вечно, а жить счастливо. Но еще раз, в текстах
упоминаются техники, которые формально останавливают процессы старения,
они есть, о них говорит древняя традиция, говорит недвусмысленно и однозначно,
но детальное исполнение, какие практики, какой образ жизни, сохранилось отчасти.

Какие бывают позы и как их следует делать?

В трактате «Повествование о Хатха йоге» сказано, что мы прожили миллионы
жизней, в каждой из которых у нас было то или иное тело, прошли мы по самым
разным телам прежде, чем получили тело человека. Тело человека — это серьезное
достижение, если у вас тело человека, значит, вы славно потрудились в самых
разных телах, но кое-какие недоработки, недостатки остались и они, как
тенденции, передаются, в том числе и на физическом уровне. Наше тело во
многом зависит от кармы, от той части кармы, которую мы получаем в
зависимости от того, кто наши мама и папа, но есть и другая составляющая кармы —
это внутренние отпечатки, которые мы тащим на своем причинном теле прежде,
чем мы рождаемся в новом физическом теле. Какое бы ни было тело физическое,
которое мы наследуем от мамы и папы, но внутренние шаблоны на уровне
причинного тела играют свою роль, поэтому йогин, даже рождаясь в
болезненном теле, все равно внутренней энергией перестраивает за одну всего
лишь жизнь это тело. Для устранения всех недоработок нам даются асаны.
Выполняя ту или иную асану, мы как бы раздаем кармические долги. Хатха йога —
это не самоцель, а средство, которое делает наше тело совершенным.

Считается, что все мы имеем приблизительно одинаковую карму. Мы все разные,
но какие-то ступени мы проходили одни и те же, поэтому считается, что в
современную эпоху для современного человека из многих тысяч асан актуальны
примерно 85, то есть примерно 85 основных положений, которые для
подавляющего большинства людей устранят самые серьезные недоработки,
которые мы на себе тащим. Из этих 85 можно набирать разные группы в разных
последовательностях, такие, какие по ряду причин имеет смысл делать.
Иногда имеет смысл делать позы, которые не получаются, а иногда лучше сначала
поделать те, которые получаются, чтобы создать плацдарм, но в любом случае
должен соблюдаться принцип гармонии. Из этих 85 поз, как правило, основных
в районе 30-40, из них имеет смысл выбирать где-то по 7 поз для каждодневной
практики. Не надо сразу пытаться сделать все 85 или больше, лучше сделать
немного, но с состоянием бхавы, и это нас поднимет выше по ступенькам йоги,
чем, если бы мы сделали все, но так и не поняли, чем мы занимались.

Со временем каждый человек начинает для себя решать, лучше выбирать те
последовательности, к которым вас тянет, а потом постепенно добавлять то, что
не очень хорошо получается. Неделю делали один комплекс, смените, чтобы
прочувствовать каждую из асан или, допустим, к старым добавьте каких-то новых,
то есть это вопрос творческий, здесь никаких догматических моментов не существует,
все отдается на откуп вашим внутренним ощущениям.

— — — — — — —
Автор: Запорожцев Вадим Валерьевич.
Семинар «Хатха йога».
Место: г. Москва, культурный центр «Просветление».
Школа йоги традиции Анандасвами для Открытого Йога Университета, Москва.
www.openyoga.ru