Что такое буддизм традиции Тхеравада?

Тхеравада

Тхеравада (произносится как т’эра-вада) или «учение старейших», — это буддийская школа, которая получила своё духовное знание из текстов «Палийского Канона», который также называют «Типитака». Считается, что канон содержит наиболее ранние из дошедших до нас учений Будды.[1] В течение множества веков буддизм Тхеравады является основной религией в континентальной части юго-восточной Азии (Тайланд, Бирма, Камбоджа и Лаос) и на Шри-Ланке. Сегодня в мире насчитывается около 100 миллионов буддистов Тхеравады.[2] Последние несколько десятков лет учение Тхеравады начало распространяться и в западных странах.

Много школ буддизма, одна дхамма-виная (доктрина и дисциплина)
Будда (что означает «Пробудившийся») называл основанную им религию «Дхамма-виная» — доктрина и дисциплина (Пали: Дхамма, Санскрит: Дхарма). Для того чтобы сформировать общественную структуру, способную поддерживать практику Дхаммы и хранить учения, Будда создал общину монахов (бхиккху) и монахинь (бхиккхуни), которые составляют Сангху. С тех пор Сангха передаёт учение монахам и мирским последователям.

В течение двух веков после смерти Будды, Дхамма распространялась по Индии. В результате возникло несколько различных вариантов интерпретации учений, что привело к расколу в Сангхе и появлению восемнадцати различных школ буддизма.[3] Одна из таких школ способствовала возникновению реформистского движения, которое назвало себя Махаяной («Большая колесница»),[4] а остальные школы пренебрежительно — Хинаяной («Низменная колесница»). То, что мы сейчас называем Тхеравадой — это единственная сохранившаяся до наших дней школа, возникшая до Махаяны. Чтобы избежать употребления унизительных терминов «Махаяна» и «Хинаяна», многие люди сейчас предпочитают использовать более нейтральные слова для обозначения двух крупнейших ветвей буддизма.[5] Так как Тхеравада исторически преобладает в южной Азии, её иногда называют «южным буддизмом», в то время как Махаяна, последователи которой специально отправились на север из Индии в Китай, Тибет, Японию и Корею, называется «северным буддизмом».[6]

Пали — язык буддизма Тхеравады
Язык, на котором написаны все важнейшие тексты Тхеравады, называется Пали (буквально «текст»). Он произошёл от среднеиндийского диалекта, на котором, вероятно, во времена Будды говорили в центральной Индии.[7] Ананда, племянник и ближайший соратник Будды, запомнил все переданные учения (Пали: сутты, Санскр.: сутры) и стал их живым хранителем.[8] Вскоре после смерти Будды (около 480 года до н.э.) пятьсот старших монахов во главе с Анандой собрались, чтобы воспроизвести и сверить друг с другом все учения, полученные за сорокапятилетний период, в течение которого Будда учил.[9] По этой причине большинство сутт начинаются со слов «evaṃ me sutaṃ» — «Так я слышал».

В монашеской общине все учения передавались в устной форме в соответствии с традицией устной передачи, существовавшей задолго до Будды.[10] К 250 году до н.э. все учения Будды были систематизированы и сгруппированы в три части: Виная Питака («корзина монашеской дисциплины», в которой излагаются правила поведения и традиции Сангхи), Сутта Питака («корзина учений», в которую входят учения Будды и ближайших учеников), и Абидхамма Питака («корзина высших [или особых] учений», которую составляет философский и психологический анализ Дхаммы). Все вместе эти три части называются «Типитака» — «три корзины». В третьем веке до н.э. монахи на Шри-Ланке составили подробные комментарии к Типитаке, которые позже были собраны и переведены на Пали в начале пятого века нашей эры. Типитака и дополнительные канонические Палийские тексты (комментарии, хроники и т.п.) составляют полное собрание текстов Тхеравады.

Изначально Пали был языком общения без алфавита и письма. Так продолжалось до 100 года до н.э., когда Типитака впервые была фонетически записана шри-ланкийскими монахами[11] с использованием одной из ранних разновидностей письма «брахми».[12] Впоследствии Типитаку записали с использованием и других алфавитов (деванагари, тайский, бирманский, латиница, кириллица и др.). Хотя сейчас имеется немало переводов самых популярных текстов Типитаки на английский язык, но многие последователи учения Тхеравады считают полезным изучать Пали. Даже небольшое знание этого языка позволяет значительно углубить понимание и общее восприятие учений Будды.

Разумеется, никто сейчас не может доказать, что в Типитаке содержатся слова, сказанные лично самим Буддой. Но практикующие буддизм не находят в этом никакой проблемы. В отличие от священных писаний большинства мировых религий, Типитаку не следует воспринимать как некое послание свыше, содержащее неоспоримое учение божественной Истины, переданное пророком и требующее полного принятия на веру. Наоборот, в первую очередь необходимо самостоятельно определить их ценность, то есть начать на деле практиковать и самому убедиться, приносят ли они обещанный результат. Ценна истина, на которую указывают слова Типитаки, а не сами слова, которыми она излагается. Хотя некоторые последователи несомненно будут и дальше подвергать сомнению авторство текстов Типитаки (тем самым игнорируя то ценное, что в них изложено), сама Типитака будет и дальше служить бесценным указателем для миллионов последователей на пути к Пробужению, как она уже это делает в течение многих веков.

Примечания
1. Более подробно об истории различных школ буддизма можно узнать в книге Buddhist Religions: A Historical Introduction (fifth edition) by R.H. Robinson & WḶ. Johnson (Belmont, California: Wadsworth, 2005), стр. 46.
2. Эти оценки основаны на данных из книги «CIA World Factbook 2004». Большая часть буддистов традиции Тхеравада проживает в следующих странах южной Азии: Тайланд (61 млн. чел.), Мьянма/Бирма (38 млн.), Шри Ланка (13 млн.) и Камбоджа (12 млн.).
3. См. книгу «Buddhist Religions», стр. 46.
4. В наше время Махаяна включает в себя Дзэн, Чань, Нитирен, Тьентай и Буддизм Чистой Земли.
5. См. книгу Ньянатилоки Махатхеры «Guide Through The Abhidhamma Pitaka» (Kandy: Buddhist Publication Society, 1971), стр. 60 и далее.
6. Третья крупная ветвь буддизма возникла гораздо позднее (около 8 века н.э.) в Индии. Она называется Ваджраяна или «Алмазная колесница». Это сложная система эзотерических инициаций, тантрических ритуалов и мантр, которая распространилась на север в Центральную и Восточную Азию. Ваджраяна оказала сильное влияние на тибетский буддизм. Cм. книгу «Buddhist Religions», стр. 124 и далее и главу 11.
7. Современные исследования говорят о том, что сам Будда скорее всего не говорил на Пали. По прошествии веков после смерти Будды, буддизм распространился по Индии в районы, где люди говорили на разных диалектах. Буддийским монахам потребовался общий язык, на котором можно было бы обсуждать Дхамму и произносить запомненные тексты. Именно благодаря этой необходимости возник язык, который мы сейчас знаем как Пали. См. книгу Бхиккху Бодхи Numerical Discourses of the Buddha (Walnut Creek, CA: Altamira Press, 1999), pp. 1ff, and n. 1 (p. 275) и Очерк палийской литературы.
8. См. книгу Ньянапоники Тхеры и Хельмута Хекера «Great Disciples of the Buddha» (Somerville: Wisdom Publications, 1997), стр. 140, 150.
9. см. книгу «Buddhist Religions», стр. 48
10. Во времена Будды срок существования идуистских вед насчитывал уже как минимум тысячу лет.
11. см. книгу «Buddhist Religions», стр. 77.
12. Из личного общения с Анандаджоти Бхиккху.

Тхеравада