Достижение медитативной безмятежности в буддий-
ской практике имеет четкое определение. С помощью
описанной выше практики мы со временем начинаем пе-
реживать естественное осознавание, и продолжительность
этого переживания постепенно возрастает. В результате
мы перестаем отвлекаться или поддаваться возбужденно-
сти. На этом этапе упор в практике следует делать на раз-
витии ясности: даже после достижения должной устойчи-
вости ум может легко поддаться вялости.
Когда мы в конечном итоге достигаем медитативной
безмятежности, то освобождаемся даже от тонких форм
возбужденности и вялости. На ранних этапах практики
нам необходимы значительные усилия, но по мере про-
движения становится достаточно усилий всё более тон-
ких. Медитация постепенно становится естественной, а
каждую сессию мы можем поддерживать часами.
Преимущества данной практики также заметны в
перерывах между формальными сессиями. Ум достигает
такой степени очищения и устойчивости, что умствен-
ным искажениям сложно проявиться, – но даже когда они
проявляются, то оказываются относительно бессильными
и краткосрочными. Благодаря обретению медитативной
безмятежности ум достигает исключительного уровня
здравости, и потому этим омрачениям очень сложно рас-
цвести. Кроме того, мы переживаем невиданное прежде
качество внутреннего благополучия, которое проистекает
из уравновешенности и здоровья ума. Благодаря измене-
ниям в энергиях, переживаемых телом (и тесно связанных
с нервной системой), мы ощущаем чудесное чувство фи-
зической легкости и бодрости.
Достижение медитативной безмятежности также счи-
тается плодородной основой для развития различных ви-
дов возвышенного постижения – к примеру, ясновидения.
Если развивать и применять эти состояния с мудростью и
состраданием, они могут быть очень полезны; в против-
ном случае это как минимум отвлечение – или подлинная
угроза.
Главная цель достижения медитативной безмятежно-
сти в буддийской практике – в том, чтобы использовать
это очищенное состояние осознавания для исследова-
ния природы реальности. Сама по себе медитативная
безмятежность – это временное достижение, которое
легко потерять, особенно если снова погрузиться в бес-
порядочный, бурный образ жизни. Только с помощью
ума, который прошел подготовку в медитативной без-
мятежности, становится возможно обрести глубину
прозрения, которая необходима для полного искоре-
нения основополагающих умственных искажений –
корня страданий.
Меж тем развитие медитативной безмятежности –
дело, приносящее нам больший уровень умственного
здоровья, устойчивости и ясности. Всё это неизбежно
поможет нам во всех начинаниях, достойных нашей драго-
ценной жизни.
— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org