Гуру как будда — Б. Алан Уоллес

В тантрической практике взаимоотношения гуру и
ученика приобретают новое измерение – в дополнение
к тем уровням, что мы уже обсуждали. Напомню, что на
личном пути мы рассматриваем гуру как представителя
Будды; личность гуру не имеет большого значения, по-
тому что он представляет Будду подобно тому, как посол
представляет царя. На пути махаяны мы относимся к
гуру, как если бы он был буддой. Мы не воспринимаем
его (или ее) как полностью реализованного будду, но
полностью распознаем в учителе природу будды. Хотя
мы, возможно, и осознаем недостатки гуру, мы попро-
сту не фиксируем на них внимание. Вместо того мы
сосредотачиваемся на добродетелях гуру как выражениях
природы будды; рассматриваем учителя как вместилище
благословений и вдохновения дхармакаи, а потому –
как подобие будды.

Тантрическое восприятие гуру сильно отличается.
Прежде всего, чтобы быть подлинным тантрическим
гуру, человек должен обладать очень высокой квалифи-
кацией. В этом контексте гуру рассматривается не как
представитель (как на личном пути) и не как подобие
будды (как на пути махаяны), а как будда в подлинном
смысле, наделенный тем же уровнем реализации, состра-
дания и чистоты, что и Будда исторический.

Ключ к такому тантрическому видению – это по-
нимание отсутствия неотъемлемого существования нас
самих, других людей и окружающей нас среды. Понимая
отсутствие неотъемлемого существования своего «я»
и интуитивно утверждая свою природу будды, тантри-
ческий практикующий на основе нее обозначает себя
как будду. Эта природа в конечном итоге неотлична от
дхармакаи. Аналогичным образом практикующий опозна-
ет как будду и своего гуру – на основе присущей ему
природы будды.

Интуитивно подтверждая неизбывное присутствие
дхармакаи, мы становимся восприимчивы к глубочайшим
образом преображающим благословениям из этого боже-
ственного источника. Вера по отношению к учителю-чело-
веку может поспособствовать очень быстрому обретению
благословений. Если мы сможем интегрировать свою веру
в дхармакаю и веру в собственного учителя-человека, то
станем восприимчивы к силам духовного преображения,
которые одновременно глубоки и быстры. Именно по
этой причине мы и рассматриваем гуру как будду.

В своей книге «Введение в тантру» лама Тубтен Йеше
отмечает очень важный (и связанный с этим) момент.
Главная причина для развития подобных взаимоотноше-
ний с гуру – в том, чтобы пробудить нашу собственную
внутреннюю мудрость. Внешний гуру – это просто спо-
соб простимулировать гуру внутреннего. Нужно помнить,
что мы должны отождествлять себя с буддой точно так
же, как считаем буддой гуру.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org