Индивидуальная и всеобщая колесницы буддизма — Б. Алан Уоллес

Индивидуальная колесница

Тибетский буддизм описывает три установки, которые
конкретный человек может иметь в вопросах духовной прак-
тики. Первая из них – настрой личности малых способностей,
чье отношение к Дхарме по сути направлено на поддержание
или усиление мирского чувства благополучия. Принимая в
расчет собственные следующие жизни, уходящие в далекое
будущее, человек малого уровня способностей придает соз-
данию семян для радости в последующем существовании
значимость бóльшую, чем восьми мирским заботам одной
только этой жизни. С такой мотивацией он посвящает себя
добродетели и стремится избегать недобродетели.

Личность средних способностей более глубоко исследует
происхождение и природу страдания. Она размышляет над
тем, что ум омрачают такие состояния, как страстное жела-
ние, враждебность и помраченность, и над тем, какой образ
жизни эти омрачения порождают. Помня о трех свойствах –
непостоянстве, страдании и бессамостности, – личность
средних способностей озабочена чем-то большим, чем просто
преодоление трудностей или поддержание текущего уровня
благополучия. Побуждаемая настроем освобождения, она
устремляется к достижению окончательного избавления от
страдания и его истоков. Такой буддийский подход называ-
ется индивидуальной колесницей: все его практики зависят от
личных усилий, а последствия этих практик проявляются в
индивидууме и для индивидуума.

С точки зрения буддизма индивидуальный путь ведет
к прекращению цикла перерождений. Многие буддисты
считают это состояние приемлемой окончательной целью
духовной практики – но многие другие спросят: «Зачем?
Разве есть смысл в том, чтобы с безначальных времен про-
жить бесчисленные жизни – и выяснить, что кульминацией
всего будет прекращение?» Другой вопрос таков: «Что же
случилось с самим Буддой, когда он достиг духовного пробуж-
дения под деревом бодхи?» Будде неоднократно задавали эти
обширные метафизические вопросы, но он на них не отвечал.
Не отвечал он и на вопросы о том, есть ли у Вселенной начало.
В ответ на просьбу объяснить свое безмолвие по этим темам,
Будда рассказал притчу о человеке, в которого попала ядо-
витая стрела. Пока человек умирает от яда, объяснял Будда,
бесполезно задавать вопросы о том, откуда взялась стрела или
кто ее пустил. Главное – вытащить ее.

Таким образом, первое, что до нас хочет донести Будда, –
это необходимость разобраться со срочными и практиче-
скими вопросами: устранением страданий и умственных
искажений, – а затем уже погружаться в море метафизики.
Это разумная система, которая не требует акта веры и сосре-
доточена на личных усилиях. Многие говорят: «Будда учил
только этому. Он отказывался обсуждать метафизические
вопросы».

Тем не менее другие утверждают, что ответ к этому не сво-
дится – ведь в буддизме есть место и великим вопросам о смыс-
ле жизни. Именно здесь мы и переступаем через своего рода
порог, переходя от мировосприятия среднего уровня к тому,
что обычно называется махаяной, или великой колесницей.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org