История возникновения йоги с академической точки зрения.

Если вы почитаете древние мифы, древние тексты, то вы столкнетесь с такой
ситуацией, что слово йога и человек, обладающий какими-то сверхспособностями
где-то смыкалось. Такое понятие, как Хатха йога, очень близко соприкасалось с
таким понятием, как аскетизм, когда человек уединялся в безлюдные места и
очень долго, то на одной ноге стоял с вытянутой рукой, то еще в какой-нибудь
неудобной позе долго находился. Таких людей тоже называли хатха йогами,
но отличие здесь существенное. Те люди, которые практиковали аскетизм,
достигали других целей другими средствами, Хатха же йога несколько иное, хотя и
есть общая территория, пересечения.

Потом, если вы начнете интересоваться, что знает академическая наука в
отношении йоги, то рано или поздно вы столкнетесь с шестью
ортодоксальными системами Индии
, одна из которых так и называется
йога. И когда произносят это слово, тут же всплывает текст, который называется
Йога Сутра Патанджали, в которых мудрец Патанджали выделил восьмеричный
путь в йоге, восемь ступеней, по которым человек должен подниматься к
вершинам йоги. И как раз то, чтобы мы назвали Хатха йогой, то есть
статические упражнения тела, это там третья ступень. Сначала идет ступень –
Яма — это в общем-то кодекс взаимодействия человека с окружающим миром,
затем идет вторая ступень – Нияма – это некий набор правил в отношении самого
себя, а третьей ступенью идут у Патанджали Асаны или Асана. Асана в переводе с
санскрита, в одном из вариантов — это поза, но в более изначальном смысле слова
подразумевалась поза для медитации, то есть, когда человек вырабатывал очень
устойчивую позу, в которой он мог сидеть достаточно долго без ощущения
дискомфорта. Поэтому у Патанджали и в других более ранних текстах понималась
некая поза для медитации в первую очередь,
а только потом все многообразие других поз.

В настоящее время Хатха йога — это множество поз, по-разному исчисляют их
количество, иногда в районе сотни, иногда в районе тысячи. Здесь нет никакого
противоречия, потому что все позы Хатха йоги в конечном итоге укрепляют
организм и устраняют все недоработки
 таким образом, чтобы он, в конце
концов, выработал умение сидеть неподвижно в позе с прямым позвоночником,
чтобы ничего не мешало. Здесь ключевой момент — это позвоночник, поэтому в
некоторых школах йоги говорят, что позвоночник — это ось, вокруг которой
вращаются все асаны. Как ни странно, наиболее подробное описание этих поз,
до нас дошло из такого раздела йоги как Тантра йога, а если мы обращаемся к
более ортодоксальным текстам, то там встречаем достаточно куцее описание.
Наиболее доступные сейчас трактаты, описывающие эти позы, — это такие
тексты, как «Гхеранда Самхита», «Хатха йога Прадипика», «Шива
Самхита», «Горакша Самхита».
 Там дается более детальное объяснение поз
Хатха йоги, но все эти труды насквозь пропитаны влиянием тантризма, поэтому
сейчас на западе принята такая точка зрения, что свое развитие Хатха йога
получила именно под влиянием тантризма. Как оно на самом деле было, мы не
знаем, потому что то, что я вам сейчас сказал, это академический подход.

Есть очень мало поз с устоявшимися названиями, поэтому, когда вы
сталкиваетесь с названием той или иной позы, будьте очень внимательны, потому
что когда западные люди заинтересовались йогой, в первую очередь позами йоги,
они стали их как-то классифицировать и вдруг поняли, что они не знают, как
называть ту или иную позу. Они пошли совершенно понятным и естественным
способом, открыли словарь санскрита и стали, грубо говоря, заниматься
творчеством, но в древних трактатах таких названий нет, это уже современные
придумки. Сейчас на западе между разными группами людей, практикующими
Хатха йогу, разгораются нешуточные войны по поводу того, чья Хатха йога более
правильная, чей подход наиболее уместный, поэтому будьте внимательны и
осторожны. Иногда нам кажется, что это все стройное знание, что все знают,
что во всех книжках все написано, что больше и добавить нечего. Это иллюзия.
Скоро эти все течения с запада начнут проникать к нам в Россию, и у нас
начнется продолжение этих споров, потому что йога к нам приходит с запада,
не напрямую из Индии. Будьте мудрыми и помните, что яйца выеденного эти
споры не стоят. Вы должны помнить, что преподаватели йоги такие же люди,
и им свойственны такие же недостатки, которые присутствуют и
в любом виде деятельности.

— — — — — — —
Автор: Запорожцев Вадим Валерьевич.
Семинар «Хатха йога».
Место: г. Москва, культурный центр «Просветление».
Школа йоги традиции Анандасвами для Открытого Йога Университета, Москва.
www.openyoga.ru