Противоположность великого сострадания – это эгоцен-
тризм: одно из ключевых понятий в буддизме. Эгоцентризм –
это вера в то, что наше собственное благополучие важ-
нее благополучия каких-либо иных существ. Смысл этого
понятия нам известен с детства: если я и другой человек
желаем чего-то хорошего, объект должен достаться мне, а
не другому.
По мере того как мы взрослеем, а наше видение мира
расширяется, мы формируем концентрические круги эго-
центризма. В их сердце лежит исходное представление
о том, что мое собственное благополучие важнее всего.
Вокруг находится следующий круг: мои супруги, мои дети,
мои лучшие друзья – люди, интересы которых заботят меня
потому, что они для меня жизненно важны. Следующий круг
состоит из знакомых – людей, которые меня заботят самую
малость. Вокруг – бесчисленное множество людей, на чье
благополучие мне и вовсе плевать: те, к кому я безразличен.
Наконец, существуют люди, которых я считаю препятствием
для своего благополучия. Мой эгоцентризм требует, чтобы
эти люди сталкивались с одними невзгодами. Таким обра-
зом, эгоцентричный настрой считает этих людей врагами:
если они столкнутся с неудачами – прекрасно, если получат
какую-то пользу – плохо.
Наша жизнь может быть основана на эгоцентризме – и
на первый взгляд покажется, что для нас это выгодно. Если
я хочу кусок торта, эгоцентризм велит мне его взять. Если
я отпихну другого человека и получу свой кусок, то испы-
таю удовольствие от еды, а другой человек – нет. Если я
соревнуюсь с другими в офисе, эгоцентризм может помочь
мне добиться более высокой должности или повышения.
Каждый раз кажется, что эгоцентризм – мой союзник, ведь
он помогает мне добиться желаемого.
Что, однако, происходит с нами на более глубоком уров-
не? Как эгоцентризм влияет на наше чувство благополучия?
Во-первых, он настраивает нас против всего мира. Если
жизнь других также основана на эгоцентризме, между нами
немедленно возникает конфликт. Это ведет к дисгармонии,
борьбе и напряженности. На поверхностном уровне эгоцен-
тризм может казаться чем-то хорошим, но на деле он ока-
зывается огромным источником страданий и для отдельных
людей, и для общества в целом. Эгоцентризм настраивает
друг против друга нации, культуры и религии; это одна из
значительных причин страданий в нашем мире.
Альтернатива эгоцентризму – способность лелеять
других больше, чем себя. Если мы считаем благополучие
каждого отдельного существа равным благополучию любого
другого, получается, что благополучие всех остальных живых
существ неизмеримо важнее, чем наше собственное благо.
Когда подобный альтруистический настрой объединяется с
мудростью, он противодействует проблемам эгоцентризма и
помраченных форм приязни, которые могут вести к таким
омраченным состояниям, как созависимость. Шантидева
утверждает: если мы хотим познакомиться с последствия-
ми эгоцентризма, то должны присмотреться к страданиям
и страхам в собственной жизни. Чтобы увидеть послед-
ствия лелеяния других, продолжает он, нужно взглянуть
на жизнь пробужденных существ, воплощающих великое
сострадание.
— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org