Как применять 37 практик— Тубтен Чодрон

Поэтапный путь к просветлению
Понимать текст «37 практик бодхисаттв» – огромное благо. Его Святейшество Далай-лама часто дает учения по этому
тексту перед передачей тантрических посвящений. «37 практик»
содержат основы медитаций на поэтапном пути (тиб.ламрим),
а выполнять эти медитации чрезвычайно важно
даже тогда, когда вы практикуете в интенсивном затворе –
скажем, когда вы выполняете очистительную практику Ваджрасаттвы.
Практикуя такие методы, как медитация на Ваджрасаттве, вы очищаетесь – но что при этом по-настоящему изменит
ваш ум и поможет вам иначе всё воспринимать в будущем?
Изменение мышления, изменение мировосприятия – а достичь этих вещей помогут
именно медитации на поэтапном
пути. Именно эти медитации изменят ваше самовосприятие и
ваше представление о мире. Одно только начитывание мантр
и выполнение визуализаций вовсе не обязательно принесут
тот же плод: ведь, к примеру, для достижения подлинного преображения
нам сначала необходимо научиться отличать созиательные мысли,
мотивацию и состояния ума от мыслей или
состояний разрушительных.
В своем неведении мы часто не можем ясно понять, что
является благим, а что неблагим – как с точки зрения кармы,
так и с точки зрения наших умственных состояний или нашего поведения.
Без этого понимания нам будет очень сложно
очиститься и измениться, потому что наш ум будет лишен
ясного представления о том, от чего мы хотим уйти и во что
превратиться. Именно поэтому нам нужна помощь учений
поэтапного пути: ламрим помогает нам различить эти умственные состояния.
Медитации ламрима показывают нам,
как воспринимать всё в новом свете. Именно поэтому значимость
выполнения этих практик невозможно переоценить.
Изучая эти строфы и медитируя на них, вы заметите, что
именно полное описание поэтапного пути – буддийское мировоззрение в целом
– вызывает в нас глубокие изменения.
Пока эти изменения не произошли, можно до посинения
что-нибудь визуализировать, начитывая несчетное множество мантр
– восприятие жизни при этом останется прежним.
В центре вселенной всё так же буду я. Всё воспринимаемое будет казаться постоянным.
Мы продолжим верить, что удовольствие достигается посредством стимуляции органов
чувств;
всё так же будем считать, что есть «подлинный я» и «все остальные»
(и, конечно, подлинные внешние объекты).
Пока мы не начнем менять некоторые из этих
представлений и не осознаем, что собой представляет
циклическое существование (и каково находиться в его
ловушке); пока не осознаем, что на самом деле желаем
счастья, а поступки наши при этом счастью противоположны;
пока не поймем, что проблемы создает именно наш ум (а не
внешние объекты или люди) – пока мы всё это не осознаем,
изменяя свое восприятие жизни, мало что поменяется!
Мотивация, побуждающая нас практиковать
1. Обретя этот редкий корабль со свободой и удачей,
Днем и ночью непоколебимо слушай,
размышляй и медитируй,
Дабы освободить себя и других
Из океана циклического бытия –
Такова практика бодхисаттв.
Такова мотивация, с которой вы практикуете. Вы обрели
этот «редкий корабль со свободой и удачей»,
– иными словами, драгоценную человеческую жизнь. Слушайте, размышляйте
и медитируйте днем и ночью. Какова основополагающая
практика, которую нужно осуществлять? Нужно слушать и
осваивать учения, затем размышлять над ними, а затем
применять их на практике и медитировать над ними. Для чего
вы это осуществляете? Чтобы освободить себя и других из
океана циклического бытия.
Именно с такой мотивацией мы проводим время на подушке для медитации и именно ради этого каждое утро встаем с постели – так что если вам сложно по утрам вставать, заучите эту строфу наизусть и читайте ее себе каждый раз, когда
слышите звук будильника. Так вы напомните себе о том, что
именно описанными вещами и хотите заниматься – такова
ваша задача, ваша цель.
Пункты для размышления и практики
Каждое утро напоминайте себе о редкости имеющихся у
вас возможностей – драгоценного человеческого рождения
– и зарождайте устремление к тому, чтобы практиковать
слушание, размышление и медитацию, объединяя их как с повседневной жизнью, так и с формальной практикой медитации.

Медитация на смысле драгоценного человеческого рождения
Выполняйте формальную медитацию на драгоценности
человеческого рождения, устремляясь к тому, чтобы
наделить его подлинным смыслом:
1. Подготовьте тело, речь и ум посредством медитации
на дыхании и предварительных визуализаций и молитв.
2.В процессе аналитической медитации размышляйте
над назначением драгоценной человеческой жизни и
возможностями, которые она предоставляет.
3.Что значит вести осмысленную жизнь? В какой
степени вы сейчас это делаете? Как наделить свою жизнь
большим смыслом? Размышляйте над этими пунктами.
4.Каково назначение драгоценной человеческой
жизни?
А. Временные цели
в циклическом существовании: у
нас есть возможность создавать причины для будущих
счастливых перерождений.
Б. Высшие цели:
у нас есть возможность достичь
освобождения или просветления, то есть освободиться
ото всех проблем и обрести способность эффективным
образом помогать другим.
В. Мы способны наделить смыслом
каждое мгновение
своей жизни, преобразуя его в путь к просветлению
посредством практики тренировки мышления. Мы
можем порождать бодхичитту каждое утро и вспоминать
о ней по ходу дня – в качестве мотивации для всего, что
совершаем.
5.Завершая это размышление, осознайте, что в жизни
можно осуществить множество полезных вещей, и породите
направленный на это энтузиазм.
6.В конце медитации выполните посвящение заслуг.

Медитация на редкости и трудности обретения драгоценной человеческой жизни
1.После подготовительных этапов практики размышляйте над описанными ниже пунктами.
2.Причины обретения драгоценной человеческой жизни:
a. Соблюдение чистой нравственности посредством
отказа от десяти разрушительных действий.
б. Практика шести далеко ведущих настроев
(парамит).
в. Осуществление чистых молитв о том, чтобы суметь
обрести драгоценную человеческую жизнь и иметь возможность практиковать Дхарму.
3.В свете этих трех пунктов анализируйте действия,
которые совершаете вы и другие люди. Создает ли большинство людей эти причины каждый день? Легко ли создать причины для обретения драгоценной человеческой жизни?
4.Вероятность обретения драгоценной человеческой
жизни в океане циклического существования такова же, как
у того, что слепая черепаха, что всплывает на поверхность
океана раз в сто лет, просунет свою голову сквозь плавающее
по поверхности океана золотое кольцо. Много ли у вас шансов?
5.Кого на планете больше – людей или животных? Кого
больше среди людей – тех, кто обладает драгоценной человеческой жизнью, или тех, кто ее лишен? Если посмотреть настатистику, просто или сложно оказывается обрести драгоценную человеческую жизнь?
6.Вывод: Ощутите изумление от того, насколько вам
повезло получить имеющийся ныне шанс, и зародите решимость как следует им распорядиться.
7.В конце медитации выполните посвящение заслуг.

Польза от смены окружения
2. Привязываясь к близким, бурлишь, как вода.
Ненавидя врагов, горишь, как огонь.
Во мраке замешательства забываешь,
что принять и что оставить.
Оставь отчизну –
Такова практика бодхисаттв.
«Привязываясь к [своим] близким, бурлишь, как вода». У
скольких из нас есть подобный опыт, часто проявляющийся
даже в медитации? Скольким доводилось «ненавидя врагов,
гореть, как огонь»? К этой же категории относится и гнев
на самих себя. «Во мраке замешательства забываешь, что
принять и что оставить», – скажем, когда мы медитируем
и забываем, что должны были делать по ходу практики. «ОМ
ВАДЖРАПАНИ ХУМ. Ой нет, не Ваджрапани! ОМ ВАДЖРА САТТВА ХУМ. Или ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Что я читаю-то?!» Привязываясь к близким, вы бурлите, как вода; ненавидя врагов, горите, как огонь; во мраке замешательства забываете, что принять и что оставить. Это история всей нашей
жизни!
«Оставь отчизну – / Такова практика бодхисаттв».
Почему нас призывают «оставить отчизну»? Почему Тогме
Сангпо не призывает нас просто отказаться от описанных
мыслей? Нам нужен перерыв – перерыв в привычных моделях поведения. Когда вы всё время находитесь в одном и том же окружении – в окружении одних и тех же людей – старые
модели поведения проявляются неуклонно. Мы снова и снова их воспроизводим, потому что другие люди хорошо знают
нас, а мы хорошо знаем их.
Доводилось ли вам рассматривать свои самые близкие
взаимоотношения и замечать, что в общении с конкретным
человеком вы словно бы проигрываете один и тот же сценарий? Люди могут находиться рядом много лет – скажем, в
случае с родителями и детьми – и всё время воспроизводить
одну и ту же сценку. Вы знаете, как друг друга спровоцировать; знаете, как задеть за больное место; знаете, как притвориться, что этого не желали. Всё это вещи привычные, и
вы их даже не осознаёте. Замечать их вы начинаете только
тогда, когда уезжаете и практикуете в затворе!
Подобные вещи нам глубоко привычны – особенно в
конкретных ключевых взаимоотношениях, где мы рядом с кем-
то очень близким. Мы снова и снова повторяем одни и те же
действия – и потому необходимо «оставить отчизну». Как на
это предложение обычно реагирует наш ум? «НЕТ! Не хочу
я отчизну оставлять! Я хочу остаться здесь, где нахожусь рядом
с близкими… в среде, которая мне знакома… в окружении
всего своего имущества… где я себя знаю… где всё кофортно».
Так ведь? Именно потому автор и говорит: «Такова
практика бодхисаттв».
Даже на то, чтобы просто изменить что-то снаружи, уходит довольно много времени; здесь же речь об изменениях
внутренних. Тем не менее внешние изменения подкрепляют
изменения внутри: ведь если мы не обладаем большой внутренней силой, то продолжим воспроизводить старые модели поведения, пока остаемся в привычном окружении.
Конечно, я не утверждаю, что всем нужно переселиться
в монастыри (а жителям монастырей из них выселиться!).
Суть в том, чтобы изменить модели поведения, и для этого
нам нужно по-настоящему решить: «Мне нужно измениться.
Мне нужно применить некие радикальные средства, чтобы
начать процесс изменений», а затем присмотреться к своей
жизненной ситуации.
Пункты для размышления и практики
Подумайте о том, какие негативные привычки вы продолжаете
воспроизводить во взаимодействии с собой и другими людьми, и о том, как они временно меняются, когда вы оказываетесь в других обстоятельствах.
Можете ли вы постараться изменить эти привычки, не следуя обычным моделям
поведения? Поразмыслите о том, как временно «оставить
отчизну» – отстраниться от привычного окружения – чтобы
предоставить себе возможность поработать над разрушительными привычками.

Польза дхармической среды
3. Когда избегаешь дурных объектов, беспокоящие
эмоции естественным образом ослабевают.
В отсутствие отвлечений добродетельные деяния
естественным образом возрастают.
При наличии ясности ума возрастает убежденность
относительно учений.
Взращивай уединение –
Такова практика бодхисаттв.
Эта строфа противоположна предыдущей: в предыдущей
описывались наши проблемы. Каждый раз, когда я читаю
вторую строфу, меня поражает ее способность точно меня
описывать – всё обстоит именно так, как в ней сказано! Что,
однако, предпринять дальше? В чем преимущества оставления
отчизны и перехода к дхармическому окружению? Если
мы избегаем дурных объектов, беспокоящие эмоции постепенно ослабевают.
Под «дурными объектами» подразумеваются не ваши близкие – они дурными не являются.
Речь о любых вещах, которые пробуждают ваши привязанность,
ненависть, зависть, заносчивость и тому подобное. Объекты
и люди со своей стороны дурными не являются. Они названы дурными в том смысле,
что наш ум ими очень увлекается
– настолько, что рядом с этими объектами привязанность,
гнев и замешательство всплывают бесконечно.
Ситуация аналогична той, в которой находятся готовящиеся к выходу из тюрьмы заключенные: им очень важно оказаться в новом окружении и не возвращаться к прежним
людям, вещам и всему, что происходило ранее. Возвращение
в привычную среду лишь растревожит ум. Если вышедшие
на свободу окажутся в новом окружении – и если им удалось
по ходу заключения сформировать в уме соответствующие
привычки и новые модели мышления – они смогут избегать
дурных объектов (к примеру, опьяняющих веществ). Для
многих заключенных опьяняющие вещества являются одной из главных проблем: опьяняющие вещества и друзья, у которых нет четких моральных ценностей.
Итак, если вы избегаете дурных объектов, беспокоящие
эмоции постепенно ослабевают. В примере с заключенными
нужно находиться рядом с людьми с устойчивой нравственной дисциплиной
– людьми, которые не пьют и не употребляют наркотики.
Если у вас проблемы с чистотой речи, но вы при этом проводите много времени со старыми друзьями, которые сплетничают и обсуждают то одного человека,
то другого, речь ваша останется неизменной; но если вы отстранитесь от этой ситуации и будете проводить время с людьми, которые используют свою речь иначе, и ваша речь станет иной.
Одна из удивительных вещей, которую я замечаю за посетителями Аббатства Шравасти, состоит в том, что они начинают вести себя по-новому – и сами себе больше нравятся.
Одна из причин, как мне кажется, в том, что они не находятся рядом с так называемыми дурными объектами, так что беспокоящие эмоции постепенно ослабевают – их нечему
растревожить (хотя мы обычно всё равно умудряемся отыскать хоть что-то, что нас бы завело!).
«В отсутствие отвлечений добродетельные деяния
естественным образом возрастают». Если вы действительно стараетесь направить свой ум в добродетельное русло и при этом свободны от обычных отвлечений, ваши добродетельные деяния будут естественным образом возрастать. Так
дело обстоит, когда вы практикуете в затворе – что и подразумевается под «взращиванием уединения». Вы на собственном опыте легко можете увидеть, что вдали от дурных объектов беспокоящие эмоции ослабевают, а добродетельные
деяния естественным образом возрастают.
В затворе практиковать проще. Способны ли вы выполнять по шесть сессий медитации дома? Дома даже одну сессию – что уж там шесть – выполнить сложно, но в ретрите
практика разворачивается без затруднений: вы выполняете
практику в силу своего окружения, ведь ничего иного не
остается – чем заняться, когда нет отвлечений? Нельзя же
бесконечно разглядывать тающий на крыше снег или гуляющих по территории центра индюшек.
«При наличии ясности ума возрастает убежденность относительно учений».
Доводилось ли вам замечать, как это происходит по ходу ретритов? Вы подлинно практикуете,
по-настоящему вглядываетесь в собственный ум, и учения
в него проникают. Вы смотрите на свой ум, и возрастает
ваша убежденность относительно того, чему учил Будда: вы
начинаете понимать, что он действительно знал то, о чем
говорил. Описанные здесь вещи – противоядие от того, что пере числено во второй строфе.
Как всё это осуществить? Взращивать уединение. Речь не о том, чтобы в одиночестве сидеть в
своей комнате, а об уединении от вещей, которые тревожат ваш ум. Вы удалены от изобилия чувственных отвлечений.
При наличии множества чувственных раздражителей мы
так отвлекаемся, что сосредоточиться очень сложно. Думаю,
мы при этом действительно устаем. Одна из моих теорий такова: мы спим не потому что измождено тело, а потому что ум устает так много взаимодействовать с объектами органов чувств.
Как часто при отходе ко сну усталость чувствуют
ваши мышцы? Как часто физическую усталость чувствует
ваше тело; как часто дело просто в чувстве усталости вокруг
глаз? Может быть, отдохнуть от всего, с чем вы сталкивались
по ходу дня, хочет именно ум. Когда вы находитесь в затворе, ум определенным образом успокаивается и оказывается свободен от множества чувственных отвлечений.
вы их даже не осознаёте.

Пункты для размышления и практики
Поразмыслите о том, как дать себе передышку: каким
образом временно отстраниться от объектов, стимулирующих ваши омрачения, «взращивая уединение» как по ходу каждого дня, так и в более продолжительных ретритах.
Есть ли у вас возможность регулярно выполнять краткосрочные
затворы, посвященные слушанию, размышлению и медитации? Можете ли вы выделить подобные периоды по ходу каждого дня? Наблюдайте за тем, как ваше восприятие этого
вопроса и ваша стратегия с течением времени меняются.
— — — — — — —
Из книги “Тренировка ума руководство практикующего” Бхикшуни
Тубтен Чодрон

Тренировка ума. Руководство для практикующих