Своего рода традиционное определение Махамудры мы получим, опираясь на
этимологию слова, которое в тибетском переводе звучит чхагья чхенпо. Чхагья
соответствует санскритскому мудра и может обозначать «знак», «символ» или
«печать»; а чхенпо, на санскрите маха, означает «великий». Таким образом,
Махамудра есть «Великая печать» или «Великий символ». Печать или знак, о
котором здесь идёт речь, это Пустота всякого феномена, и образ этого отсылает
нас к переживанию Махамудры, в котором все явления сансары и нирваны
оказываются сущностно Пусты.
Ещё точнее: чха толкуется в смысле «изначального знания Пустоты», а гья —
как «непонимание», «не-уход за пределы». Итак, чхагья-мудра — означает
«состояние, которое никогда не покидает изначального постижения Пустоты».
Оно «великое», чхенпо, — в том смысле, что никакая практика не может
превзойти такого постижения, никогда не уходящего от сущностной Пустоты
любого феномена, и это глубочайшее и лучшее из всех наставлений.
Осуществление Махамудры есть единство Пустоты и сострадания: Пустоте
присущ динамизм, проявление которого есть сострадание.
Иначе, следуя наставлениям Калачакры, можно обозначить это достижение как
недвойственное единство основополагающей Пустоты всякого опыта с «великим
блаженством», на санскрите махасукха, что есть основная энергия пустого Ума.
Путь Махамудры
Махамудру можно рассматривать трояко: как основу, как продвижение по пути
и как результат.
Махамудра как основа есть природа нашего Ума — это природа Будды,
присутствующая в нашем Уме.
Махамудра как продвижение по Пути есть практика, которой мы занимаемся,
начиная с того момента, когда лама знакомит нас с природой Ума, и вплоть до
осуществления Постижения.
Затем, когда практика Махамудры осуществлена и сделается окончательно
устойчивой, это будет Махамудрой как результатом.
Учитывая, что Махамудра есть истинная природа, она и так всегда тут, можно
было бы возомнить, что осуществление её легко. Да вот на деле это, как
правило, очень трудно, ибо Махамудра крайне глубока, и речь идёт не о том
лишь, чтобы понять, надо и практиковать её, взращивать переживание её вплоть
до Осуществления.
Трудность проистекает оттого, что ум наш с безначальных времён окутан
четырьмя покровами, о которых уже шла речь: это покров неведения, покров
основной склонности, покров страстей и покров кармы*.
Напомним пример, уже не раз использовавшийся: Ум в его обычном состоянии
можно уподобить хмурому небу; слои облаков скрывают от взора его истинную
природу. Все эти оболочки препятствуют узнаванию того, что же он есть на
самом деле, т.е. узнаванию его природы Будды, называемой «татхагатагарбха».
Но если она узнана, то это Пробуждение, состояние Будды, осуществлённая
Махамудра: она есть основа, фундамент Пробуждения. Если же она не узнана,
то делается источником всех иллюзий и основой сансары. Основное различие
между Пробуждением и неведением, нирваной и сансарой, сводится к тому,
распознана или нет эта природа Будды. Стало быть, нужно её обнаружить, ибо
на этом открытии зиждется всё.
Что касается продвижения в собственно Махамудре, то здесь существует
несколько подходов, в основном согласно сутрам или тантрам. К Пробуждению
ведёт и то, и другое, но инструкции и методы, применяемые для достижения
результата, здесь разные. При следовании методу сутр нужно заниматься
многочисленными изысканиями и проверками, чтобы распознать Ум; этот путь
довольно постепенный. В тантре тоже речь идёт о том, чтобы распознать Ум, но
особая важность придаётся вдохновению, духовному воздействию, которое
становится активной составляющей осуществления. Это путь «упования и
восхищения», т.е. благоговения, который позволяет продвигаться гораздо
быстрее.
— — — — — — —
Из книги «Просветленный разум» Кьябдже Калу Ринпоче
Перевод с английского: А. Парибок