Медитация на пустотности — Б. Алан Уоллес

Чрезвычайно четкая медитация на пустотности описана
в «Тренировке ума в семи пунктах» тибетского созерцателя
Геше Чекавы.

Мы начинаем практику с того, что думаем о природе
пустотности. С мотивацией, направленной на глубокое
преобразование того, как мы переживаем реальность, мы
осознаём: всё, что мы переживаем – на уровне органов
чувств и иными способами, – есть простая последова-
тельность умственных видимостей. Ни одна из этих ви-
димостей, включая и сам ум, не существует сама по себе;
всё это лишь сеть взаимозависимых событий.

Мы смотрим на окружающее нас помещение и по-
нимаем, что видимое нами не существует независимо,
вовне. Затем мы вспоминаем людей – всех, кого знаем,
– осознавая, что каждый человек также представляет
собой умственную видимость. Размышляя над этим, мы
начинаем понимать, что и сами мы – лишь умственные
видимости. Наши тела, наши лица, наши личности – всё
это лишь видимости в уме, лишенные внутренне прису-
щего бытия.

Затем, предлагает Чекава, нужно просто расслабить-
ся. Мы достигаем нужной ясности и просто расслабля-
емся в ней, ни за что не цепляясь, ничего не овеществляя.
Когда мы отпускаем цепляние, то приходим к глубокой
убежденности относительно того, что всё пустотно от
внутренне присущего бытия. Затем мы расслабляем ум в
состоянии ясности: без возбужденности, без цепляния,
без помутнения – и пребываем в этом постижении пу-
стотности. Если всплывает мысль, мы направляем осоз-
навание на само себя и просто там пребываем.

Смысл этой практики – в том, чтобы изменить то, как
мы переживаем реальность; обрести способность проти-
водействовать неведению, что лежит в основе всех форм
заблуждений, враждебности и привязанности.

Выходя из этой медитации, мы пытаемся поддержи-
вать это качество видения всех вещей как пустотных от
внутренне присущего бытия. К примеру, когда мы идем
готовить обед, то привносим в эту деятельность пони-
мание: переживание нами мира подобно сновидению.

Может казаться, что он целиком и полностью существует
«вовне», но на самом деле мы участвуем в этой реально-
сти – мы помогаем ее создавать. Насколько возможно, мы
поддерживаем такое понимание по ходу всего дня.

 

Подведем итоги. Существуют две истины: окончатель-
ная истина пустотности и относительная истина условной
реальности. С одной стороны, пустотность описывается как
простое отсутствие у всех явлений неотъемлемой природы.
Эта пустотность – окончательная природа всех вещей. С дру-
гой стороны, у явлений также есть условная реальность: буд-
ничная истинность видимостей, с которыми мы живем. Эти
две истины – окончательная и условная – в конечном итоге
обладают единой природой. Постижение недвойственности
этих двух истин – одна из ключевых черт кульминации буд-
дийского пути и то, что завершает духовный поиск.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org