Описанные выше идеи многим из нас могут показаться
слишком идеалистичными. Мы, может, и хотим быть бод-
хисаттвами, но вместо того нас захватывают испытания
и разочарования, которые так часто приносит жизнь, – а
потому важно научиться преображать взлеты и падения на-
шей жизни в духовное продвижение. Почти всё, что далее
описано в этой главе, основано на тексте великого ньингма-
пинского ламы, которого звали Додрубченом, – третьего
держателя этого титула, который скончался в 1926 году.
Додрубчен был очень продвинутым мастером практики
дзогчен, наделенным глубоким прозрением относительно
природы изначального осознавания.
Додрубчен назвал свой текст «Преобразование радо-
стей и невзгод в духовный путь». В нем он начинает со
знакомой нам темы: присущей людям склонности зацикли-
ваться на дурных аспектах нашей жизни. Вспоминая день,
многие из нас обычно четко помнят только вещи неприят-
ные, только свои злоключения. Даже после краткой встречи
с кем-то мы можем часами думать о каждом обидном слове,
о каждом некомфортном обстоятельстве, с которыми, как
нам кажется, мы столкнулись.
Чем больше мы пренебрегаем мощью собственного
отношения к происходящему и вместо того виним в своих
страданиях и неудовлетворенности внешние факторы, тем
больше мир кажется нам враждебным. Мы впадаем в пара-
нойю и страдаем от душевного расстройства. Кроме того,
Додрубчен отмечает: чем больше мы поддаемся этим нега-
тивным настроям, тем больше, на самом деле, привлекаем в
свою жизнь негативные обстоятельства.
Многие из этих настроев сосредоточены на других людях
и на том, что мы считаем их недостатками. Такое случается
каждый день: кто-то совершает какой-то поступок, который
нам чем-то неугоден, – и мы зацикливаемся на недостатках
этого человека. Эта одержимость – извращенная форма
медитации: определенный вид однонаправленности, кото-
рый пользы никому не приносит. Две модели поведения –
умственная зацикленность на недостатках других людей и
обсуждение этих недостатков – могут нам только навредить.
Они приносят нам внутреннее горе и дисгармонию и созда-
ют конфликты в наших взаимоотношениях с окружающими
людьми.
Вместо того мы можем радикальным образом изменить
свое отношение к событиям собственной жизни – пробле-
мам, страданиям, к тому, что нас раздражает, – которые
всегда считали бедами. Мы можем просто перевернуть свое
отношение вверх ногами и перестать считать эти события
по своей сути вредоносными или нежелательными.
— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org