Постижение непостоянства как противоядие — Б. Алан Уоллес

Прозрение относительно непостоянства может помочь
нам в развитии любящей доброты. По сути, постижение
непостоянства – это естественное следствие рассмотрения
природы событий (как физических, так и умственных). Как
мы уже упоминали, ум находится в процессе непрерывных
изменений. Даже само осознавание не является статичным
и незыблемым. Мгновения осознавания обусловлены непре-
станно меняющимися внешними и внутренними условиями.

Забывая об этом, мы приходим к искаженному чувству
постоянства человеческого поведения. Проверить это мож-
но на нашем собственном опыте. Ощущая обиду на другого
человека, мы можем думать о его недобрых поступках – как
если бы сам человек был подлинным источником бессерде-
чия. Ощущая негодование, мы игнорируем непостоянную
природу человека, полагая, что его поступки и поведение –
это просто выражения чего-то по природе неблаготворного.

Будда, однако, утверждал, что подобной дурной по
природе личности на самом деле не существует. Что мы
видим в себе и в других? Выражения привычных склонно-
стей. Семена ненависти есть почти в каждом, а возникли
они под влиянием каких-то предшествующих событий или
действий. Хотя эти склонности, возможно, в конкретном
мгновении и не активны, позже какие-то события – или
даже воспоминания – могут их пробудить.

Эмоция, которая многим из нас может казаться глубоко
удовлетворительной, – это праведное негодование, пра-
ведная ненависть. Насколько, однако, она действительно
способна приносить удовлетворение? Нам может казать-
ся, что чувство праведной ненависти оправданно. Может
быть очевидно, что объект нашего гнева совершил нечто
отвратительное и неразумное. Он, возможно, как-то нам
навредил – издевательствами, клеветой или обманом; но
на самом деле он не в силах проникнуть в наш ум. Если
наш ум задет, причина в том, что мы всё еще поддаемся
омрачениям. Усиливать боль, вынашивая обиду, попросту
бессмысленно.

Решить возненавидеть кого-то – всё равно что взять
маленькую обиду и раздуть из нее огромную обидищу,
которая будет жить и гнить внутри нас. «Праведная нена-
висть» – идея того же порядка, что и «праведный рак» или
«праведный туберкулез». Все эти понятия абсурдны.

Одна из простейших практик любящей доброты состоит
в том, чтобы вспоминать существ, которые проявляли лю-
бящую доброту в своей жизни, – будь то Будда или другие
святые. Руководствуясь примером этих великих существ,
мы можем научиться прощению как одному из выражений
любящей доброты. Мы, возможно, знаем каких-то подлин-
но великих существ, которым вредили другие – и которые
ответили на это прощением.

Будда подробно описывал развитие любящей доброты и
ее преимущества. Любящая доброта безгранична, а вот и у
ненависти, и у гнева есть пределы. Рассматривая одиннад-
цать благих качеств любящей доброты, Будда утверждал:

Спишь комфортно, просыпаешься комфортно,
не видишь дурных снов.
Ты дорог(а) людям, дорог(а) иным существам;
тебя хранят божества; огонь и яд тебя не затронут.
Тебе легко сосредоточить ум, выражение на
твоем лице безмятежно, умираешь неомраченно.
Если не пробьешься выше, переродишься
в мире Брахмы.

Существует и еще одна практика любящей доброты,
которая очень проста и очень глубока. В ней мы основа-
тельно исследуем точную природу объекта своей ненави-
сти. Для начала нам нужно спросить себя: «Сержусь ли я
на тело человека?» Выясняется, что нужно сказать «нет»:
«Я ненавижу не тело человека, а его самого». Следующий
вопрос таков: «Ненавижу ли я ум человека?» Размышляя
над природой ума, мы выясняем, что ум – не единая суб-
станция, которую можно было бы возненавидеть, а мириа-
ды взаимосвязанных событий. Ум каждого из нас включает
скопления радостей и печалей, которые непрестанно ме-
няются. Хотя мы и можем решить, что ненавидим текущее
состояние ума человека, это состояние не существует само
по себе: оно обусловлено другими событиями и подверже-
но изменениям.

Можно спросить себя: «Где тот, кого я так ненавижу?
Где неотъемлемо дурная личность, которая, как мне кажется,
существует помимо этого тела, помимо этого подверженно-
го флуктуациям ума?» Исследуя этот вопрос более глубоко,
мы выясняем, что подобной личности не существует: нет
никакого неотъемлемого, личного «я» – никого, существу-
ющего в отрыве от непрестанных колебаний умственных и
физических проявлений.

Наша цель – смотреть на всех так, как смотрел бы Будда:
с любящей добротой по отношению к себе, своим близким,
к тем, кого не назвать ни другом, ни врагом, и к тем, кто
ощущает к нам враждебность. Словом, назначение прак-
тики любящей доброты – в том, чтобы глубоко осознать:
все живые существа в равной степени заслуживают нашей
любви.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org