Практика тантры — Б. Алан Уоллес

Врата, ведущие к тантре, – это посвящение, кото-
рое тибетцы буквально называют «наделением силой»
(«уполномочиванием»). Основная часть посвящения –
это медитация, которую передающий инициацию гуру
и получающий ее ученик выполняют вместе. Гуру опи-
сывает медитацию; гуру и ученик вместе принимают
в ней участие, и происходит передача или своего рода
«причащение».

Смысл посвящения в том, чтобы пробудить определен-
ные семена, которые затем – если придерживаться прак-
тики – принесут плод. То, насколько мощно посвящение
закрепится, зависит от реализации учителя и духовной зре-
лости ученика. Если эти два фактора хорошо проработаны,
посвящение может оказаться очень мощным: оно станет
событием, которое меняет всю жизнь.

С точки зрения тибетского буддизма посвящение – не-
что жизненно важное. О тантрических практиках можно
прочитать в книгах, но без посвящения эти практики будут
в лучшем случае неэффективны. Фактически они могут до-
вольно сильно навредить.

Каждое посвящение связано с конкретным медита-
тивным божеством, которые по-тибетски называются
йидамами. Каждое из божеств – к примеру, Авалоки-
тешвара, Манджушри или Тара – может считаться архети-
пом, который воплощает конкретный аспект просветлен-
ного осознавания. Эти божества – не какие-то истинно
существующие, отдельные сущности, которые обитали
бы в некоем божественном дворце. К примеру, говорит-
ся, что Авалокитешвара – это проявление сострадания
Будды. Большинство тибетцев считают Его Святейшество
Далай-ламу воплощением Авалокитешвары в человеческой
форме.

Описание йидамов как архетипов не должно, однако,
скрывать тот факт, что их часто рассматривают как боже-
ственных персонажей. Пример этого – буддийская история
об Авалокитешваре, который очень давно дал обет отло-
жить свое духовное пробуждение до тех пор, пока каждое
живое существо не достигнет просветления. Говорится, что
он на протяжении множества эонов активно служил живу-
щим, но в конечном итоге взглянул на бесконечных числом
живых существ и осознал, что неисчислимое их множество
все еще страдает. Увидев это, он от отчаяния заплакал. Из
его глаза пролилась слеза, и из этой слезы проявилась Тара –
йидам в женской форме. Обратившись к Авалокитешваре,
Тара сказала: «Не отчаивайся! Я тебе помогу». Таким
образом, Авалокитешвара и Тара рассматриваются как лич-
ности – но, подобно нам, считаются лишенными неотъем-
лемой самости.

С тантрической точки зрения привычное цепляние за
обыденные видимости и виды концептуальной активности –
это неведение, что скрывает нашу природу будды. Когда мы
осознаём эту проблему, тантра предлагает ее радикальное
решение. В отличие от причинного пути, который отве-
чает на каждую форму неведения неким противоядием (к
примеру, предлагает противодействовать гневу любящей
добротой), тантра совершает прыжок за рамки обыденного
видения. В тантрической практике мы выходим за преде-
лы условных видимостей и используем свое воображение,
чтобы визуализировать собственную форму как форму бо-
жества. Мы используем Тару (или любое другое божество)
в качестве своего йидама и выполняем очень конкретные
визуализации, в которых тщательно описывается каждый
аспект формы, позы, цвета волос и украшений божества.
Все они полны символического смысла.

В практике Тары, к примеру, мы используем свое вооб-
ражение двумя способами. С одной стороны, мы рассма-
триваем в качестве Тары – проявления природы будды –
своего гуру; с другой – визуализируем в образе Тары самих
себя. При этом неважно, мужчина мы или женщина: неза-
висимо от этого мы визуализируем себя как Тару в женской
форме.

Подобная практика может показаться самообманом –
попыткой бегства от жестокого мира, при которой мы за-
меняем его сотворенным нами миром духовных фантазий.

Тем не менее для искусных тантрических практикующих
воображаемый мир тантры лишен неотъемлемого суще-
ствования не в большей степени, чем обычная реальность;
но при этом он признает более глубокую, божественную
реальность, выходящую за рамки обыденных видимостей.

У этой практики есть два аспекта. Первый – это акт во-
ображения, в котором мы визуализируем себя как йидама,
чье тело состоит из света, пронизано радостью и наделено
высшей чистотой. Тантрические учения подчеркивают, что
у каждого из нас помимо грубого физического тела есть
тело тонкое. Это тонкое тело, состоящее из жизненной
энергии, функционирует в связке с телом грубым. Именно
в этом контексте тантрический буддизм описывает относя-
щуюся к тонкому телу систему различных чакр (энергети-
ческих центров) и нади (энергетических каналов).

Воображая себя как тантрическое божество, посред-
ством самого акта визуализации мы на самом деле преобра-
жаем это тонкое энергетическое тело. Если, к примеру, мы
визуализируем себя как Тару, то придаем своему тонкому
энергетическому телу форму Тары. Мы беремся за реаль-
ность и придаем ей форму – преображаем ее.

Второй аспект тантрической практики известен как гор-
дость божества; он следует за первым. Отвечая на вопрос:
«Кто ты?», тантрический практикующий может сказать: «Я –
Будда Тара». Мы не притворяемся Тарой и не мечтаем о
том, чтобы ей стать. Мы просто признаем свою сущностную
чистоту прямо сейчас – полностью отождествляем себя со
своей природой будды в форме Тары. Благодаря этому про-
цессу преображенной визуализации и самоотождествления
мы начинаем осознавать ограниченность того, кем мы себя
обычно считаем или «воображаем».

Без понимания пустотности практика визуализа-
ции себя как Тары, представления себя Тарой – просто
фантазия. Тем не менее при наличии такого понимания
практика визуализации себя в иной форме и самоотождест-
вления с просветленным существом помогает нам яснее
увидеть, чем же мы не являемся. Она позволяет нам гораздо
яснее понять, как именно мы отождествляем себя с чем-то –
в ограниченном и произвольном ключе. Благодаря этому
процессу мы понимаем, что эти ограничения – суть ум-
ственные искажения, и в то же время осознаем, что больше
не обязаны себя с ними отождествлять. Таков радикальный
переход, который мы совершаем в тантре.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org