Преобразование невзгод в духовный путь — Б. Алан Уоллес

Бодхичитта

Дух пробуждения, или бодхичитта, возникает из со-
страдательной заботы обо всех существах. Он выражается
в устремлении к тому, чтобы принести всем существам мак-
симальную пользу за счет достижения полного духовного
пробуждения – состояния будды. Когда эта мотивация без
усилий и спонтанно проявляется из великого сострадания,
когда чувство лелеяния других превыше себя оказывается
естественным, мы становимся бодхисаттвами. Именно на
этом этапе мы и вступаем на махаянский путь, ведущий к
состоянию будды.

При изучении буддийского пути кажется, что все его
теории и практики можно понимать как подготовку к бод-
хичитте, как само развитие бодхичитты и как плоды бодхи-
читты. Таким образом, бодхичитта – действительно самое
сердце того, чему учил Будда.

Занимаясь этими буддийскими практиками, мы можем
отметить: в определенном смысле они все требуют усилий.
Все они направлены на сонастрой нашей сознательной
умственной активности, нашего сознательного поведения с
тем, что само проявлялось бы, если бы наша природа буд-
ды была свободна от завес и покровов. Мы приближаемся
к этому с помощью практики, постепенно гармонизируя
свое сознательное состояние ума с природой будды. Когда
этот сонастрой достигнут, наша любящая доброта проявля-
ется спонтанно, а не за счет усилий сознательного ума.

Природа будды пробуждается силой великого состра-
дания – сострадания, которое взламывает разделяющие
живых существ барьеры и растворяет любое чувство пре-
восходства по отношению к другим. Некоторые из нас,
возможно, умнее или привлекательнее других, а некоторые
наделены этими качествами в меньшей степени – но под
слоем этих различий мы все, по сути, сходны: все мы корня-
ми уходим в природу будды.

Под влиянием этого глубокого чувства самоотождест-
вления с другими живыми существами естественным ока-
зывается следующий шаг: принятие на себя задачи освобо-
ждения всех живых существ от страданий.

Когда мы выходим за пределы усилий, а великое состра-
дание начинает проявляться естественным образом, сама
природа будды очень быстро становится спонтанно-о-
чевидной. Когда бодхичитта проявляется без усилий, мы
становимся бодхисаттвой. Стоит нам стать бодхисаттвой,
как мы – как это описывается – достигаем подобия полного
просветления, или состояния будды.

Мы уже упоминали черты состояния будды: безгранич-
ное сострадание, мудрость, мощь, совершенная непринуж-
денность не требующих усилий действий. Эти свободные
от усилия действия всегда направлены на благо всех живых
существ. Бодхисаттва ведет жизнь, подобную состоянию
будды; он или она еще не будда, но проявляет многие его
качества.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org