Природа будды — Б. Алан Уоллес

Теперь мы можем задуматься о смысле природы буд-
ды. В контексте махаяны мы часто встречаем утверждение
о том, что все живые существа, включая людей, наделены
природой будды. Она описывается разными способами:
как потенциал, позволяющий достичь полного пробужде-
ния, или как сущностное совершенство каждого живого
существа, временно сокрытое завесами заблуждений.
Данные учения частично основаны на «Уттаратантре»,
которая относительно подробно рассматривает эту тему.

В «Уттаратантре» описываются три довода в пользу
того, что природа будды присуща всем существам. Пер-
вый из них – то, что дхармакая пронизывает всех живых
существ. Второй – то, что пустотность свободна от разде-
лений; это окончательная природа всех явлений. Третий –
все живые существа обладают потенциалом, позволяю-
щим достичь полного пробуждения.

Что же конкретно представляет собой природа будды?
«Уттаратантра» утверждает, что присутствие природы
будды – этого сущностного качества ума – отвечает за
нашу неудовлетворенность страданием, а также за наши
желания, усилия и устремления относительно свободы.
Нам известно, что мы все желаем обладать счастьем и
быть свободными от страданий – но почему? С точки
зрения данного воззрения основа всего этого – природа
будды: основополагающий источник этих побуждений.

Одна из наиболее распространенных аналогий, ис-
пользуемых для описания природы будды, – само про-
странство. У этой аналогии три аспекта. Во-первых,
пространство присутствует повсюду и при этом не
загрязнено всем, что пронизывает. Аналогичным обра-
зом природа будды пронизывает всех живых существ,
но никак не загрязняется. Во-вторых, в пространстве
возникают и исчезают галактики и вселенные; точно так
же в природе будды возникают и исчезают черты нашей
личности. Наши ощущения появляются и растворяются,
а природа будды продолжается. В-третьих, пространство
неподвластно огню – а природа будды в точности так же
не может быть уничтожена «огнем» старения, болезни и
смерти.

С точки зрения махаяны природа будды – это сущностная
природа нашего собственного ума. Ее также называют изна-
чальным осознаванием, тончайшим умом и изначальным умом.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org