С точки зрения кармы к смерти ведут три условия.
Первое – это простое истощение ввергающей кармы, ко-
торая вызвала данную жизнь. Во втором случае существо
исчерпывает карму, накопленную совершёнными в про-
шлом альтруистическими действиями, и потому лишается
необходимых для выживания ресурсов: пищи, одежды,
крова и в некоторых случаях медицинского ухода.
Ключевой пункт, который здесь важно понять, таков:
можно вести нравственную жизнь, при этом особо не
упорствуя в служении другим. Ввергающая карма нрав-
ственного поведения приведет к удачному перерождению,
но рождение это может сопровождаться весьма скром-
ным объемом заслуги. Если, к примеру, существо ведет
нравственную, но лишенную щедрости жизнь, в будущем
оно может переродиться человеком, который умрет от
голода. Если заслуга истощена – даже если еще осталась
жизненная сила, – смерть случится в результате отсут-
ствия необходимых для выживания ресурсов.
Третья причина смерти – столкновение с роковыми
обстоятельствами: к примеру, автомобильной аварией,
болезнью или войной. Эти обстоятельства могут быть
вызваны нами же – к примеру, в случае с самоубийством.
В результате созданной в прошлом неблаготворной кар-
мы смерть может произойти даже без исчерпания жиз-
ненной силы и заслуги.
Состояние ума существа прямо перед его смертью
мощно влияет на последующие переживания. С точки
зрения буддийских учений существо, умирающее в благо-
творном состоянии ума, чувствует, что движется от тьмы
к свету. Оно может переживать чудесные, подобные снам
видения. Переход к смерти оказывается мягким; боль или
дискомфорт незначительны. Весь процесс умирания мо-
жет быть умиротворенным и свободным от тревог – опа-
саться или страшиться нечего.
Если существо умирает с неблаготворным настроем –
особенно под влиянием гнева – ему кажется, что оно
движется от света к тьме. Возникают неприятные и, воз-
можно, пугающие видимости; смерть может быть полна
сильной боли. Наконец, если ум прямо перед смертью
пребывает в нейтральном состоянии, процесс умирания
обычно оказывается невыразительным: удовольствие или
боль переживаются в незначительной степени или отсут-
ствуют вообще.
Разумеется, состояние ума в момент умирания в зна-
чительной степени определяется нашим поведением при
жизни. Если наш ум в предшествующие годы в основном
пребывал в неблаготворном состоянии, при столкно-
вении со смертью вряд ли проявится благотворный на-
строй. Мы заложники привычек, и нам сложно выбрать
добродетельные мысли в критической ситуации – осо-
бенно если мы построили свою жизнь на фундаменте не-
благотворных состояний. Таким образом, если мы хотим
предсказать состояние своего ума в момент смерти, необ-
ходимо день за днем проверять свои мысли и эмоции.
Прямо сейчас мы засеваем семена того вида смерти,
который нам предстоит пережить. Наши умственные при-
вычки при жизни в значительной степени определяют ка-
чество того, как мы будем переживать процесс умирания –
а это мощно влияет на природу промежуточного состоя-
ния, которое за смертью следует. Промежуточное состоя-
ние напрямую ведет к нашему следующему рождению.
Будда показал, как усмирять умственные искажения и
развивать благотворные состояния ума. То, что мы про-
сто называем себя буддистами, никак не гарантирует нам
удачного перерождения – а небуддисты вовсе не обяза-
тельно обретут перерождения дурные. Ключевой (с точки
зрения кармы) вопрос – это нравственное качество нашей
жизни, а не конкретное метафизическое учение, которого
мы придерживаемся.
На начальных этапах процесса умирания ум может
пребывать в благотворном, неблаготворном или ней-
тральном состоянии. По ходу процесса умирания чувства
удовольствия и боли и вся концептуальная активность ис-
чезают, и существо погружается в очень тонкое состояние
сознания. После этой стадии концептуальная активность
в силу привычки возвращается. На этом этапе нет чувства
наличия какого-либо тела; заметив, что ухватиться не за
что, существо внезапно испытывает страх: «Я перестану
существовать!» Это ведет к желанию иметь тело, что, в
свою очередь, ввергает ум в бардо – промежуточное со-
стояние между смертью и новой жизнью.
— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org