Промежуточное состояние — Б. Алан Уоллес

Как мы уже упоминали, процесс умирания подобен
процессу отхода ко сну: промежуточное состояние можно
сравнить со сновидениями, а перерождение, или зачатие,
подобно пробуждению ото сна.

Пока давайте сосредоточимся на сходстве между про-
межуточным состоянием и сновидениями. В сновидениях
мы ощущаем, что у нас есть тело; мы видим других людей
и свое окружение, а также можем переживать все виды
эмоций. В силу простого движения сознания мы можем
передвигаться с места на место. Подобные путешествия не
ограничены даже скоростью света; они мгновенны. Стоит
нам подумать о некоем месте, как мы в нем оказываемся –
одновременно со своей мыслью. Аналогичным образом
существа в состоянии бардо имеют тела, сотканные из
того же, что и сновидения: это только ментальные тела,
порождения ума. Это ментальное тело обладает полноцен-
ными способностями к чувственному восприятию и бла-
годаря этому может наблюдать в бардо других людей и со-
бытия. Как и в состоянии сновидения, существо способно
двигаться со скоростью мысли. Его зрение свободно от
препятствий – оно видит всё, на что направляет взгляд.

Западные ученые исследовали разные виды сновиде-
ний. В самом распространенном случае человек, который
видит сны, не осознаёт, что сновидит. Тем не менее в
осознанном сновидении мы полностью осознаём, что
видим сон. Тибетские буддисты давно знакомы с осознан-
ными сновидениями; они трудятся над развитием способ-
ности к ним и изучают техники, позволяющие отделить
«тело сновидения» от физического тела и использовать
его разными способами. Это чрезвычайно полезная подго-
товка к состоянию бардо и к тому, чтобы извлечь из этого
переживания максимальную пользу.

Если мы входим в промежуточное состояние с бла-
готворным настроем, оно оказывается чрезвычайно
приятным и полным света; но если наш ум охвачен
неблаготворным настроем, переходное состояние ока-
зывается мрачным и полным дурных предзнаменова-
ний. Тот вид тела, которое ум приобретает в бардо,
соответствует следующему перерождению. Если нам
предстоит родиться человеком, наше тело в бардо будет
иметь человеческую форму. Единственное исключе-
ние – перерождение в нематериальном царстве. Такому
рождению не предшествует промежуточное состояние –
ум входит в нематериальное измерение сразу после
смерти.

Теперь рассмотрим процесс зачатия, следующий за
промежуточным состоянием. Возьмем за пример рожде-
ние человеком. С буддийской точки зрения в конце перио-
да бардо существо переживает определенное видéние. Это
не восприятие события, происходящего в человеческом
царстве, а иллюзорное видéние, подобное сновидению. В
этом видении существо воспринимает репродуктивные
субстанции своих будущих родителей и наблюдает за тем,
как родители вступают в сексуальный союз. Это видение
возникает независимо от того, действительно ли родители
совершают коитус; существо бардо ощущает вожделение
и влечение к видимому событию. Более того, буддизм
утверждает: это вожделение направлено на родителя, чей
пол противоположен полу зачинаемого существа. Когда
существо видит перед собой только совершающие по-
ловой акт гениталии, оно испытывает гнев, и из-за этого
промежуточное состояние завершается. Существо уми-
рает в состоянии бардо и оказывается зачатым в форме
человека.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org