Роль желания — Б. Алан Уоллес

Тантрическое отношение к желанию глубоко отличает-
ся от всего, что мы рассматривали ранее. В предшествую-
щих главах, обсуждая путь личного освобождения и путь
махаяны, мы рассматривали желание как нечто, что нужно
усмирить. С этой точки зрения желания не приносят ни-
какой пользы: они удерживают нас в сансаре, в состоянии
страданий. Тем не менее на уровне тантры мы изменяем
свое отношение к желанию, принимая и преображая его, –
ибо желание содержит огромный объем энергии.

Личная колесница предполагает своего рода непри-
миримое отношение: привязанность рассматривается как
нечто исключительно омрачающее. Идеал, который превоз-
носится на этом уровне, – монашеская жизнь, стремление
полностью избегать желаний. Эта практика подразумевает
развитие отречения, что включает отказ от отношений,
запятнанных привязанностью. Подход махаяны в каком-то
смысле от этого отличен. Он признает, что привязанность –
это умственное искажение, которое ведет к горю и должно
быть отброшено. Тем не менее близкие взаимоотношения
далеко не всегда нужно пресекать, ведь они могут быть
основой для развития позитивных настроев, таких как лю-
бящая доброта и сострадание, – несущих столпов практики
махаяны.

В тантре мы используем энергию желания, чтобы продви-
гаться по пути. Мы принимаем эту энергию и преображаем
ее, не пытаясь задушить. В силу этих причин эффективная
практика тантры возможна и при активном образе жизни –
при наличии супругов, детей и работы. Так всё обстояло и
в Тибете, где многие из величайших лам были мирянами и
имели семью.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org