Создание основы для духовного роста — Б. Алан Уоллес

Будда делал упор на четырех связанных с практикой те-
мах, которые могут очень помочь и вдохновить в процессе
формирования благотворного образа жизни.

Первая из этих тем – сердечная уверенность, проистекаю-
щая из нравственной чистоты. Нравственная чистота в данном
случае не подразумевает, что мы никогда не совершаем ника-
ких дурных поступков. Речь о том, что мы искренне стремимся
избегать неблагих дел и очищаем их, когда они совершены.

Вторая тема – защита чувственных врат. Лучше из-
бегать ситуаций, которые мощно стимулируют умствен-
ные искажения, – особенно на ранних этапах практики
Дхармы. Сам по себе такой подход не исцелит умствен-
ные искажения, но предоставит нам пространство для
развития благотворных противоядий от этих омрачений.
Именно в рамках этой логики монахи и монахини удаля-
ются в монастыри, а созерцатели живут в уединении.

Тем не менее иногда мы сталкиваемся с неблаготвор-
ными условиями ненамеренно, и в этих случаях особен-
но важно ограждать свои чувства. В таких ситуациях
нам не следует смотреть на вещи, которые стимулируют
привязанность и гнев, или слушать их. Защита чувств
также предполагает защиту ума. К примеру, мы можем
размышлять над нанесенной нам обидой и вскоре разож-
жем в себе ярость. Подобные размышления – попросту
способ причинения нам же самим вреда.

Обуздание ума в подобной ситуации означает, что
мы отвращаем внимание от объекта, который провоци-
рует наши омрачения. Для этого нам требуются памя-
тование (осознанность) – в данном случае осознавание
того, чем занят наш ум, и бдительность – состояние, в
котором мы начеку относительно возможности погру-
жения в неблаготворную умственную деятельность. Эти
два качества осознавания образуют третью из четырех
тем.

Без памятования и бдительности никакой духовной
практики у нас вообще нет. Мы можем прочесть и по-
нять данное описание буддийской этики – но стоит нам
отложить книгу, и наши знания останутся в прошлом.
Мы можем предаваться оскорблениям, клевете, обману
и так далее, но без памятования не будем знать, что всё
это происходит; без бдительности эти неблагие деяния
будут таранить врата нашего благополучия. Именно эти
два умственных фактора выстраивают связь между уче-
ниями и нашей жизнью.

Памятование предоставляет нам возможность воз-
держиваться от поведения, которое причиняет вред нам
самим и другим существам. Без него мы неизбежно
будем откликаться механически: на благоприятные об-
стоятельства – привязанностью, а на неблагоприятные –
враждебностью. Памятование – это врата к свободе, а
бдительность – первый шаг через порог этих врат. Пара-
доксально, но этот шаг состоит в самообуздании.

Четвертая тема – это образ жизни, полный просто-
ты и удовлетворенности. Преимущества подобной жизни
должны быть – по крайней мере, для тех, кто интересу-
ется буддизмом, – самоочевидны.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org