Стабилизация ума — Б. Алан Уоллес

Зачем нужна медитативная безмятежность

Предположим, что каждому из нас нужно было бы но-
сить устройство, которое считывало бы все наши мысли –
даже самые тонкие и ненамеренные – и немедленно выводи-
ло бы их на колонки, привязанные к нашей голове. Пока эти
мысли остаются сокрытыми – часто даже от нас самих, – мы
можем казаться другим весьма душевно здоровыми; но если
бы другие слышали хаотичное буйство наших умов, этот
внешний лоск быстро бы сошел.

Духовную практику в целом можно рассматривать
как процесс развития всё больших уровней внутреннего
здоровья. В буддизме этот путь достижения психического
здоровья разворачивается от этапа к этапу и начинается с
относительно легких практик, которые приносят очевид-
ные, ощутимые виды пользы. Первая стадия практики – это
нравственная дисциплина, которая обсуждалась в предыду-
щей главе. Непосредственное, явное следствие образа жиз-
ни, основанного на упомянутых этических принципах, – это
большее состояние благополучия и для нас лично, и для тех,
кто нас окружает. Подобный подход принесет нам большее
умственное здоровье и удовлетворенность даже без глубо-
ких изысканий или медитации.

Благодаря этой основе духовной практики наши мысли
станут более благотворными – но наш ум всё равно может
оставаться рассеянным, неустойчивым и лишенным ясности.
Подобный благотворный фундамент полезно укреплять при
помощи развития большей устойчивости ума в медитации.
Результат такой практики в буддизме называется медитатив-
ным спокойствием или безмятежностью. Один из созерцате-
лей кагьюпинской традиции в тибетском буддизме обобщает
практику безмятежности следующим образом:

Безмятежность достигается с помощью сосредоточения
ума на объекте и его удержания в этом состоянии до тех
пор, пока в конечном итоге он не будет стянут в единый
поток внимания и ровности.

Таким образом, в буддийском контексте медитативная
безмятежность предполагает нечто большее, чем просто
чувство умиротворения. Это устойчивое и яркое состояние
осознавания, четко сосредоточенное на избранном объекте.
Такое состояние не самоцель, а утонченный инструмент,
который используется на третьем этапе традиционной буд-
дийской практики – в практиках прозрения, о которых тот
же автор говорит:

Прозрение достигается посредством общей и детальной
проверки реальности и систематического применения
интеллектуального различения.

Переживаемое на личном опыте прозрение относи-
тельно природы реальности – это прямое противоядие от
неведения: омрачения ума, которое лежит в основе всех
умственных искажений, видов неблаготворного поведения
и страданий. Тем не менее без достижения медитативной
безмятежности исцеляющая мощь прозрения будет ограни-
ченной, и рассеять неведение полностью не удастся.

Традиция кагью, известная своим упором на медита-
цию, из поколения в поколение передает такие поговорки,
как «Без созерцательной безмятежности нет и прозрения»
и «Если слишком рано устремиться к прозрению, безмя-
тежности не достигнешь»1. Этот тибетский подход глубоко
соответствует духу раннего индийского буддизма, о чем
свидетельствуют посвященные медитативной безмятежно-
сти и прозрению замечания великого индийского пандиты
Асанги:

Что такое безмятежность? Она состоит в приведении ума
к безмятежности: регулярном, внимательном, интенсив-
ном; в прояснении ума; в полном успокоении ума, в его
приведении к состоянию однонаправленности и покоя…

Что такое прозрение? Прозрение – то, что систематиче-
ски и полностью различает все вещи…

Безусловно, определенную степень прозрения можно
развить и без достижения особой умственной устойчивости,
но это озарение будет подобно свету свечи, дрожащему на
ветру. Такое прозрение может быть очень значимым, но из-за
отсутствия медитативной безмятежности окажется прехо-
дящим. Практикующему будет сложно переживать его вновь
и вновь.

Без медитативной безмятежности можно обрести огра-
ниченную степень прозрения, а без прозрения – ощущать
определенный уровень сострадания. Тем не менее самое
глубокое духовное пробуждение проявляется на основе
всех трех факторов: медитативной безмятежности, про-
зрения и сострадания. Именно поэтому мы и развиваем
безмятежность.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org