Тхеравада. Формирование — краткая история — Аджан Сучитто

Что такое Тхеравада Аджан Сучитто

Источник
https://theravada.world/chto-takoe-theravada-adzhan-suchitto/
Благодарность theravada.world и лично Олегу Шашкову

Все традиции восходят к периоду после смерти Будды (примерно 400-410 года до нашей эры), когда последователи собирали его Учение (Дхамму) воедино и суммировали его, желая сохранить. Утверждается, Первый Совет» арахантов-учеников выступил инициатором встречи или ряда встреч (и в самом деле что-то подобное должно было произойти), в ходе которых материал приобрел форму заученных наизусть «сутт». В то же время история Сангхи наряду с её дисциплинарными правилами была собрана в виде «Винаи». Этот процесс продолжался 80-100 лет, пока из-за споров по вопросам дисциплины не был собран «Второй Совет».

Он завершился разрешением споров, но спустя некоторое время (до царствования Ашоки 269-232 до н.э.) снова произошло расхождение как по Винайе, так и по Дхамме. Одна группа, Махасангхика («Великое собрание»), интересовалась природой Будды, её отличием от араханта, и тем, как некоторые практикующие могли бы связать себя обязательством «отсрочить» свое собственное просветление, чтобы достичь «состояния будды» с его несравненным благословением для всех живых существ. Кроме того, Махасангхики считали, что группа Стхавиравада («Учение Старейшин»), с которой они разошлись, ввела более строгие правила Винаи, по сравнению с заложенными изначально.

Стхавиры в свою очередь думали, что представители Махасангхики с одной стороны расслабились, а с другой — абсолютизировали и, следовательно, обожествили Будду, как некую трансцендентную Самость (сущность). Стхавиров больше интересовал анализ не столько самого Будды, сколько его Дхаммы и создание развитой системы учения, Абхидхаммы. Таким образом, они надеялись ограничить любое представление о себе, личном или трансцендентном, представляя опыт с точки зрения «явлений», феноменов (дхамм).

Можно подумать, что представители Стхавиравады это и есть современные тхеравадины, но всё же это не совсем так, хотя они и были их предшественниками. В действительности стхавиры (тхеры) сами разделились на несколько школ, наиболее значительной из которых была Сарвастивада; кроме того, появилась группа под названием Вибхаджьявада, что означает «Те, кто различает (анализирует)». Характеристикой этой группы был интерес к анализу и различению дхамм и зависимых отношений, через которые возникают психические и физические явления, искусные и неискусные. В отличие от Сарвастивады — Вибхаджьявада различала дхаммы прошлого, будущего и настоящего.

Сарвастивадины считали, что все три имеют конечную атомическую сущность или «собственную природу», тогда как вибхаджьявадины придерживались мнения, что дхаммы не имеют материальной сущности, и что это просто ориентиры, указывающие на то, как умственные факторы возникают и оказывают взаимовлияние друг на друга в настоящем. На этом же самом утверждении спустя 400 лет активно настаивал буддийский монах Нагарджуна (значительно позднее названный махаянистом): Срединный путь (его собственный термин) «пуст» от любой неизменной сущности.

Нагарджуна предоставил самое известное опровержение монолитности/фундаментальной природы всех дхамм, но подобная идея (для непосвящённых) уже была прежде выдвинута Вибхаджьявадой ещё в эпоху царствования Ашоки. По-видимому, именно дебаты на эту тему с арахантом Моггалипуттой Тиссой, который был личным учителем царя и поддерживал точку зрения Вибжхаджьявады, привели примерно в 250 г до н.э. к расхождению, в результате которого Сарвастивадины ушли в Гандхару (район на северо-западе Индии и Пакистана).

Итак, первым отличительным признаком Тхеравады стала Абхидхамма, в которой книга Каттхаватху (тезисы Могалипутты, дословный перевод «Предмет беседы») занимала ключевую роль. Эта Абхидхамма и многие более поздние труды (включая поздние легенды о прошлых перерождениях Будды — Джатаки) были записаны на Пали и стали частью того, что известно как Палийский Канон. Эти тексты, составленные после жизни Будды, в настоящее время являются частью передачи учений традиции Тхеравады.

Другое различие между тем, что мы сейчас называем школами Буддизма, возникло вокруг Ападаны (Аваданы — санскр.), легенд о результатах благих дел. Интересующиеся тем, как стать Буддой, разработали теорию накопления заслуг — путем совершения добрых дел или соблюдения обетов, — в присутствии «поля заслуг», например, предыдущего Будды или ступы. Физическое или мысленное предложение такого поля заслуг представляло собой качественный скачок на пути к становлению Буддой.

В результате буддийские мыслители представили карту трёх путей: Шравакаяна (ученик стремится к архатству/арахантству), Пратьекабуддаяна (для-себя-пробуждённый) и Бодхисаттваяна (путь бодхисаттвы). Для последователей Араханта Моггалипутты самым разумным представлялся путь «Савакаяны» (путь становления Савака-буддой): учение — надежный корабль для плавания к Ниббане по океану самсары, приоритетная задача — суметь этот океан переплыть, выбраться на берег, а не прожить много-много жизней, обучаясь напрасному кораблестроению.

Их главной заботой было достижение Арахатства, а не Буддовости. Таким образом, хотя разделение между теми, кто практикует «Путь Араханта», и теми, кто следует «Путём Бодхисаттвы», прежде никогда ещё не было полным и не вызывало распри — ведь и в Тхераваде есть практикующие «бодхисаттвы» (бодхисатты) и по сей день, — одна из причин того, что позже разделило Махаяну и Тхераваду, развивалась вокруг вопроса понимания выбора Пути.

Постепенно Махаяна формируется как движение, имеющее приоритетом «Путь Бодхисаттвы», и вбирает в себя новые мистические и философские учения. К сожалению, к началу новой эры наиболее склонные к полемике сторонники Махаяны начали именовать все более старые, древние и отличные от себя течения Малой Колесницей («хинаяной»), уничижительным термином, который передался Тхераваде и стал причиной напряжённости в отношениях. Тем не менее в середине 3 столетия до н.э. еще до того, как возникло это стремления показать свое превосходство, сын Ашоки, Махинда, и дочь Сангхамитта успешно укоренили Дхамму-Винайю, или как тогда называли «Тамбапанния» на Шри-Ланке.

 

Что такое Тхеравада Аджан Сучитто