Три темы — Б. Алан Уоллес

Описывая данные практики прозрения, Будда делал
большой упор на трех темах: непостоянстве, неудовлетво-
ренности (страдании) и бессамостности.

Непостоянство можно понять только благодаря насы-
щению ума пониманием неустойчивой, преходящей при-
роды всех обусловленных явлений. Почему это так важно?
Эта тема чрезвычайно важна, потому что значительная
часть наших поступков и мыслей основана на противопо-
ложном допущении: мысли о том, что вещи статичны и их
можно закрепить в желательном для нас состоянии.

Одна из ключевых проблем в жизни состоит в том, что
мы склонны овеществлять явления, рассматривая их как
постоянные и устойчивые – хотя на самом деле они не
таковы. Мы вступаем во взаимоотношения, приобретаем
разные вещи и говорим: «Ах, здесь и сокрыто мое счастье!»
Таким образом мы вытесняем понимание преходящей при-
роды переживаемого нами мира. Одно дело – знать всё это
на интеллектуальном уровне; совсем другое – переживать
это понимание мгновение за мгновением, адаптируя в соот-
ветствии с ним наш образ жизни. Замечая свою привязан-
ность к конкретным проявлениям, к конкретным людям, мы
можем прорваться сквозь это ложное чувство постоянства
и заменить его более глубоким прозрением относительно
реальности.

Вторая тема – неудовлетворенность (страдание), кото-
рую также называют дуккхой. Упор здесь, как мы уже обсуж-
дали, делается на распознавании реальной природы нашей
жизни. Распространенная ошибка – возлагать всё наше
благополучие на приятные раздражители вовне: дом, семью,
супруга, ребенка. Всё это объекты, которые подвержены
ежемгновенным изменениям. Мы отчаянно цепляемся за них
в надежде, что они нас поддержат – но нет. Вместо того они
неизбежно изменятся; а если мы с привязанностью вверяем
им свое благополучие, то под влиянием этих изменений будем
испытывать только тревогу. Это страдание – не потому, что
в самом положении дел что-то не так, а потому, что мы ищем
устойчивую основу благополучия в неустойчивых событиях.

Последняя тема – бессамостность, отсутствие неотъем-
лемого «я». Это жизненно важное понимание, потому что
его противоположность – цепляние за такое «я» – есть фор-
ма помраченности, которая считается основополагающим
умственным искажением: корнем, из которого проистекают
все остальные омрачения.

Всё описанное выше – основополагающие буддийские
учения. Их главный упор – в том, чтобы исцелить личность,
принося ей больший уровень внутреннего здоровья. В по-
следующих главах давайте рассмотрим махаянские практики,
которые развивают эти темы и раскрывают более глубокие
измерения прозрения за счет объединения мудрости и
сострадания.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org