Условия для медитативной безмятежности — Б. Алан Уоллес

Начать процесс стабилизации ума можно с самых ран-
них этапов духовной практики – при том что основной
упор мы будем делать на нравственной дисциплине. Уде-
ляя каждый день какое-то время практике медитативной
безмятежности, мы начнем лучше осознавать, как именно
работает наш ум, – и при этом начнем замечать, насколь-
ко он всегда был рассеян. Поняв это, мы можем зародить
желание изучить потенциал человеческого ума, который
проявляется только при неподвижном и ясном состоянии
осознавания.

Для достижения медитативной безмятежности не-
обходимы шесть условий. Первое из них – гармоничное
окружение, в котором мы чувствуем себя в безопасности
и свободны от угроз со стороны войны, загрязнения окру-
жающей среды, заразных болезней и опасных животных.
Пищу и другие необходимые объекты должно быть легко
добыть, а люди, с которыми мы общаемся, должны быть с
нами совместимы. Развитие медитативной безмятежности
требует тихого окружения, которое свободно от звука раз-
говоров днем и таких видов шума, как лай собак, ночью.

Остальные пять условий – это внутренние качества.
Первое из них – минимальное количество желаний. Речь
о настрое, который не тревожит жажда вещей, которых у
нас нет, – к примеру, лучшего жилья, лучшей пищи, одежды
и тому подобного.

Третье из шести условий – удовлетворенность – до-
полняет второе. Подобный настрой относится к текущим
обстоятельствам – какими бы они ни были – с чувством
удовлетворения. При наличии удовлетворенности мы оза-
бочены только тем, чтобы физические условия для нашей
практики были приемлемы. Стоит нам этого добиться, как
мы можем сосредоточить свое внимание на медитации.

Четвертое условие для медитативной безмятежности –
ограничение нашей деятельности. Когда мы уходим в со-
зерцательный ретрит, чтобы работать над устойчивостью
ума, жизненно важно свести все остальные виды деятель-
ности к абсолютному минимуму.

Пятое условие может быть самым важным из всех:
чистая нравственная дисциплина. Речь не о чрезвычайно
высоком уровне продвижения, на котором мы больше
никогда не предаемся неблаготворному поведению тела,
речи и ума, а о знании того, каких видов поведения нужно
избегать – к примеру, десяти неблаготворных деяний, – и о
том, чтобы постоянно стараться соблюдать описанные ра-
нее этические принципы и предпринимать шаги, ведущие к
очищению неблаготворных действий после их совершения.

Шестое и последнее условие – это устранение навяз-
чивого, дискурсивного мышления о желаниях и других от-
влечений. Многие из нас по ходу дня замечают, что тонут
в потоке идей. Для достижения медитативной безмятеж-
ности эту склонность нужно обуздать. Смысл буддийской
медитации не в том, чтобы прервать мышление, – ведь,
как мы уже знаем, развитие прозрения очевидным образом
требует разумного использования мысли и различения.
Прервать нужно компульсивные, машинальные и неразум-
ные концептуальные процессы – то есть активность, кото-
рая всегда нас утомляет, обычно лишена смысла, а иногда и
по-настоящему вредит.

Недостаточно просто освоить технику развития устой-
чивости ума и прилежно самостоятельно ее применять. Если
эти шесть основополагающих условий отсутствуют, медита-
тивная безмятежность никогда не проявится – независимо
от того, каковы наши решимость или упорство. Именно об
этом говорил в «Светоче на пути к пробуждению» индий-
ский мудрец Атиша:

Если условия для медитативной
безмятежности несовершенны,
Можно интенсивно медитировать
Хоть тысячу лет,
Но безмятежного поглощения не достигнешь.