Врата к свободе — Б. Алан Уоллес

Освобождение от страданий

В предшествующих главах мы рассмотрели первые две
из четырех благородных истин – истину о страданиях и
истину об источнике страданий. В учениях Будды по этим
темам делается ошеломляющее утверждение: трудности,
которые мы переживаем (неудовлетворенность, фрустра-
ция и несчастья), и сущностные причины страданий (не-
ведение, ненависть и привязанность) могут продолжаться
бесконечно. Цикл неудовлетворенности продлевает сам
себя. Пока мы игнорируем внутренние причины страданий
и посвящаем себя обыденным заботам, мы останемся под
властью несчастий.

Если мы принимаем это утверждение всерьез, перед
нами встает вопрос: «Учитывая, что поток моего осоз-
навания неуничтожим, возможно ли ослабить – или даже
полностью рассеять – мои страдания и умственные искаже-
ния, которые страдания вызывают? Можно ли полностью
освободиться от умственных омрачений? Иными словами,
можно ли добиться совершенного внутреннего здоровья?»

Будда отвечает: «Да, это возможно».

Наш потенциал позволяет нам освободиться от неу-
довлетворенности, потому что мы можем опознать и ис-
коренить ее главную причину. Эта причина – неведение.
Будда делал большой упор на ключевой роли неведения,
которое ошибочно воображает неотъемлемо сущее «я».

Противоядие от этого неведения – это прозрение относи-
тельного того, что воображаемое неведением «я» на самом
деле не существует. Подлинное постижение отсутствия
неотъемлемого «я» глубоко меняет ум. Тот, кто обрел по-
добное неконцептуальное прозрение, зовется арьей. Такой
индивидуум в конечном итоге совершенно точно обретет
свободу от цикла бытия.

Неведение исчезает, когда наш ум оказывается глубоко
насыщен этим постижением за счет того, что мы снова и
снова его переживаем. В результате исчезают и остальные
умственные омрачения, проистекающие из неведения. Мы
освобождаемся не только от накопления новой кармы –
ведь привязанность и отторжение устранены, – но и от
власти старой кармы, которая ввергала бы в будущие пе-
рерождения. В отсутствие умственных искажений старую
карму невозможно простимулировать и она не может со-
зреть. Индивидуум, достигший подобного освобождения,
называется архатом.

Существует два вида нирваны, или освобождения:
нирвана с остатком и нирвана без остатка. Нирвана с
остатком подразумевает, что у нас всё еще есть тело. Пред-
положим, что вы достигаете нирваны в пятьдесят два года и
после того живете еще тридцать лет. Всю свою оставшуюся
жизнь вы никак не сможете поддаться влиянию каких-либо
умственных искажений и будете жить с безупречным ум-
ственным здоровьем.

Можете ли вы при этом переживать некую боль? Буд-
дийские истории об архатах свидетельствуют о том, что
они не испытывают никакой душевной боли, никакого
страха или тревоги. Архат может чувствовать физические
ощущения боли, но не будет себя с ними отождествлять.
Отсутствует неведение, которое цеплялось бы за эти ощу-
щения с мыслью, что ими поражено «мое» тело. Хотя архат
и отмечает боль, она не завладевает его умом: он осознает
тот факт, что тело поражено в условном смысле. Боль игра-
ет конкретную роль: привлекает внимание к физическому
недугу.

Общая отличительная черта всех архатов состоит в том,
что они свободны от умственных искажений. Тем менее с
точки зрения добродетельных качеств мудрости и состра-
дания способности архатов весьма разнообразны. Среди
учеников Будды было множество архатов, и некоторые из
них были известны различными выдающимися качествами.
К примеру, Шарипутра был известен как мудрейший из
всех последователей-архатов. Маудгальяяна выделялся сво-
ими сверхъестественными способностями и ясновидением.

Следует отметить и еще один момент, связанный с
нирваной с остатком. Ранее мы упомянули, что почти все
наши переживания обыденного удовольствия – это просто
ослабление неудовлетворенности. Разве нельзя тогда также
сказать, что и все страдания ощущаются просто в силу ос-
лабления радости? Относительны ли удовольствие и боль?
Если да, как архаты переживают радость – ведь они теперь
свободны от несчастья, с которым радость можно было
бы сравнить? Иными словами, если радость и горе – это
некое двойственное сочетание, подобно верху и низу (или
высокому и низкому), разве возможно опознать одно в от-
сутствие другого?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует отметить, что
после достижения освобождения архаты не теряют память.
Они помнят собственные страдания, что предшествовали
освобождению, и потому невиданное раньше состояние
благополучия проявляется относительно предшествующей
неудовлетворенности. Кроме того, архатам легко сравнить
свое состояние с состоянием других.

На более глубоком уровне важно осознать, что благопо-
лучие, проистекающее из глубинного душевного здоровья
архатов, радикально отличается от счастья обычного челове-
ка. Радости тех из нас, кто не достиг освобождения, зависят
от удачных внешних условий; мы воспринимаем подобные
приятные чувства как неотъемлемо «свои». Будда называл
такое удовольствие «загрязненным» и видел, что оно на
самом деле представляет собой вариацию страданий.

В противоположность этому радость архата проистека-
ет из глубокой здравости и равностности его собственного
ума, который свободен от чувства неотъемлемо «моего».
Это состояние благополучия, превосходящее двойствен-
ность загрязненных радости и горя: оно невообразимо
(и невыразимо) для тех, чей опыт этой двойственностью
ограничивается.

Хотя в данный момент мы неспособны пережить по-
добную запредельную радость, мы можем устремляться к
ее достижению. Вместо того чтобы в поисках веселья ку-
да-то идти, мы можем в поисках равностности отправиться
вовнутрь. Вместо того чтобы для устранения неудовлетво-
ренности менять свое окружение и спутников, мы можем
заглянуть вовнутрь и опознать ее причины. Успокаивая ум
и обретая передышку от бурлящего навязчивого мышления,
мы переживаем свежее чувство благополучия.

У людей непросветленных это счастье окажется пре-
ходящим, ведь оно зависит от временной устойчивости
и ясности ума. Рано или поздно умственные искажения,
которые кроются за этими качествами, нарушат нашу
внутреннюю равностность, и полученное благодаря этим
качествам благополучие исчезнет. В силу этих причин до-
стижение самадхи в буддийской практике рассматривается
не как самоцель, а как состояние осознавания, которое по-
могает нам изучить сущностную природу реальности. Об-
ретенное таким образом медитативное прозрение откроет
нам еще более глубокую равностность, еще более глубокое
переживание благополучия. Когда умственные искажения
полностью рассеяны, подобное качество бытия становится
неуничтожимым.

До своей смерти, как это описывается, архат пребывает
в нирване с остатком: у него всё еще есть тело, порожден-
ное кармой. Умирая, он освобождается от этого тела и дру-
гих полностью созревших плодов кармы: с этого момента
присутствует нирвана без остатка. Что происходит с этим
архатом? Уничтожен ли он? Задут ли, подобно свече? Неко-
торые ошибочно утверждают подобное: они предполагают,
что раз архат освободился от всех умственных и физических
следствий кармы – включая перерождение в цикле бытия, –
он как личность в момент смерти просто исчезает.

Подобная интерпретация буддизма заслуживает назва-
ния «отвергающей мир». Ее сторонники воспринимают
всё сознательное существование как насыщенное стра-
данием, что и побуждает их стремиться к концу бытия.
Подобное отношение предполагает, что вся Вселенная –
это космическая трагедия, а венец духовных чаяний – это
самоуничтожение настолько тщательное, что обычное са-
моубийство на нее неспособно.

Это нигилистическое восприятие бытия неспособно
уловить смысл нирваны, которую описывал Будда. Пережи-
вание нирваны без остатка выходит за рамки человеческих
концепций, включая наши овеществленные идеи о бытии
и небытии. Архат в этом состоянии никогда больше не
ощутит побуждения переродиться в силу кармы, но с точки
зрения тибетского буддизма может перерождаться в силу
сострадания. Подобное существо также может переродить-
ся для того, чтобы заниматься практиками, которые рассеют
чрезвычайно тонкие завесы, препятствующие всеведению.
Таковы окончательные покровы, что должны быть сорваны
для достижения полного духовного пробуждения будды.

— — — — — — —
Из книги «Тибетский буддизм с самых основ» Б. Алан Уоллес.
http://www.contemplative.ru/alan-wallace-tibetan-buddhism/
www.contemplative.ru | www.alanwallace.org